Дата публикации:
28/01/2009
Новый год начинается для крупнейшего российского производителя подшипников
Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК)
с сокращений персонала. Уменьшение платежеспособного спроса со стороны
крупнейших потребителей заставляет ЕПК «резать» свои штаты.
Так в феврале на принадлежащем ЕПК Саратовском
подшипниковом заводе планируется сократить 566 человек, о чем
сообщила саратовская газета «Газета недели в Саратове». И
это несмотря на заверения представителей ЕПК данные еще в
минувшем году: «Никто не может точно сказать,
когда закончится кризис. Если мы сегодня начнём увольнять людей, а завтра
пойдут заказы, то мы просто не сможем их выполнить. Поэтому сохранить
коллектив - это главная задача руководства» (см.
Пресс-служба Саратовского подшипникового завода не подтверждает информацию о
том, что с 1 января по 30 июня 2009 года на заводе планирует ввести «режим
неполного рабочего времени»).
Фото: CПЗ,
2006
На фотографии букса с двумя роликовыми подшипниками
Из-за невозможности сбывать железнодорожные подшипники свыше 500
работников Самарского подшипникового завода окажутся за воротами предприятия
Руководитель Саратовского подшипникового завода
Дмитрий Шурупов согласился рассказать журналистам о причинах таких
масштабных сокращений, и почему пришлось нарушить обещание:
«Это в основном вспомогательные рабочие и ИТР. Принять это решение было
очень сложно, но сегодня ситуация такова, что завод не имеет возможности
содержать большое количество работников при крайне ограниченных объёмах
заказов. Сегодня все предприятия не только в России, но и за рубежом
вынуждены идти на сокращения персонала, чтобы выжить.
Основные заказчики нашего завода - это автомобилестроительные заводы и
предприятия структуры ОАО «РЖД». О том, что происходит сейчас в
автомобилестроении, знают, наверное, все. Ситуация с АвтоВАЗом и другими
отечественными заводами стоит на контроле у российского правительства, но
пока она очень нестабильна. Заказы от автопроизводителей сократились в разы.
Ещё более серьёзные проблемы с железнодорожной номенклатурой.
С одной стороны, ОАО «РЖД» опубликовало данные о падении объёма
грузоперевозок (основной источник дохода РЖД) в январе 2009 года по
сравнению с январём 2008-го почти на 40 процентов. Как следствие - резкое
снижение заказов на комплектующие.
С другой - украинские производители подшипников, в частности Харьковский
подшипниковый завод, начали агрессивное наступление на российский рынок. За
счёт дешёвой национальной валюты Украина демпингует на рынке России, и, по
нашим данным, харьковский завод уже договорился с ОАО «РДЖ» о поставках
своей продукции для нужд железнодорожников.
И это происходит несмотря на поручение премьер-министра РФ Владимира Путина
расходовать бюджетные ресурсы и средства естественных монополий (коим
является РЖД) на закупку продукции исключительно отечественного
производства.
Перераспределение поставок ОАО «РЖД» в пользу украинского производителя,
особенно в условиях кризиса, может привести к очень большим проблемам не
только на нашем заводе, но и во всей подшипниковой отрасли России».
В декабре 2008 года украинская промышленная группа
УПЭК, в состав которой входит Харьковский
подшипниковый завод (ХАРП), сообщила, что
благодаря успешной модернизации производства железнодорожных подшипников,
снижению курса
гривни она смогла усилить свою конкурентоспособность на
рынке СНГ и увеличила объем заказов (см.
ХАРП и ЕПК могут не поделить рынок железнодорожных подшипников России).
Учитывая, что на СПЗ и ХАРП номенклатуры
поставляемой продукции для железных дорог близки, то такой удар по
саратовскому предприятию оказался крайне болезненным.
Нелучшая обстановка и на ОАО «Волжский подшипниковый завод»
(бывший ГПЗ-15). Там уже временно остановлено производство, а сотрудники
распущены по домам, предварительно получив небольшие денежные компенсации.
Насколько растянутся вынужденные каникулы и кого отправят сидеть на пособии
по безработице еще неясно. Однако уже сегодня делаются прогнозы, что из-за
снижения спроса со стороны российских автомобилестроителей, в центр
занятости Волгограда могут быть отправлены около 700 заводчан (около 20% от
всего персонала завода).
Немалую надежду на этих предприятиях возлагают на возможную государственную
поддержку - ОАО «Волжский подшипниковый завод» и
ОАО «Саратовский подшипниковый завод» попали в список
системообразующих предприятий своих регионов. Однако четкого механизма
субсидирования из региональных бюджетов еще нет. В качестве мер поддержки
называются, в частности, субсидирование части процентной ставки по
привлеченным кредитам, реструктуризация налоговой задолженности,
государственный заказ, использование механизмов таможенно-тарифной политики.
«Мы находимся в постоянном контакте с
областным правительством и сегодня видим от него реальную поддержку,
- сообщил руководитель ОАО «СПЗ»
Дмитрий Шурупов. - В первую очередь
она будет получена благодаря заместителю председателя правительства
Саратовской области Александру Стрелюхину и министру промышленности и
энергетики региона Александру Никонову – специалистам, которые имеют богатый
опыт работы в реальном секторе и понимают, с какими трудностями приходится
сегодня сталкиваться предприятиям, за которыми стоят тысячи людей и миллионы
рублей налогов в региональный бюджет. Конечно, помощь государства – не
панацея и решит далеко не все проблемы, но будет очень своевременна. На
заводе сегодня реализуется сразу несколько серьезных инвестиционных
проектов, которые необходимо завершить для преодоления этой непростой
ситуации».
Руководитель ОАО «ВПЗ» Сергей
Евдокимов также сказал, что «сегодня
поддержка заводу нужна как никогда»:
«У предприятия есть кредиты, которые мы брали на
закупку оборудования в рамках программы модернизации».
Из-за неопределенности с заказами со стороны авиационных предприятий часть
персонала на ОАО «Завод авиационных подшипников» (г.
Самара) также ушла в вынужденный отпуск. Однако на производстве надеются,
что спрос на его продукцию все же будет, поэтому в образовавшееся свободное
время ведется ремонт оборудования и пополняются производственные запасы.
Но, так или иначе, на заводе будут
действовать сокращенная рабочая неделя и сотрудников, в зависимости от конъюнктуры рынка,
отправлять в вынужденные отпуска. Еще одно предприятие ЕПК, также связанное с производством спецпродукции, ОАО
«Московский завод авиационных подшипников» уже распрощалось с частью своих
работников (см.
ОАО «Московский завод авиационных подшипников» уволит 202 человека).
На что надеется в сложившихся
условиях? К сожалению, только на грамотный кризис-менеджмент и
государственную поддержку, хотя денег со стороны государства может просто не
хватить (см.
В бюджете России в 2009 образуется дефицитная «дырка»).
По материалам:
http://redcollegia.ru,
http://www.rosbalt.ru,
http://epkgroup.ru | Новости SNR Новости NTN Новости отрасли LIVE - Блог: Не о подшипниках, а о жизни Новое! |