Дата публикации: 21/08/2009
Как сообщает
Государственная
телекомпания «Томск», во время реконструкции местной ГРЭС-2
(расположена в сибирском городе Томск, принадлежит ОАО «ТГК-11»)
при разборке старой паровой турбины японского производства было
обнаружено, что все подшипники турбины были изготовлены из… красного
дерева. Турбина мощностью 30 000 л.с. (29 МВт) была установлена еще в
1948 году и проработала до 2001 года.
Первоначально турбина стояла на одном из кораблей японского
императорского флота. Однако после II Мировой Войны, когда часть
японских кораблей была передана СССР, а потом пущена на слом, паровая
установка с одного их таких кораблей была снята и привезена в Томск на
достраивающуюся тогда ГРЭС-2. После войны для восстанавливающейся
советской экономики требовалось все больше энергии, но многие
машиностроительные заводы в начале мирного периода еще не могли многое
что производить, так как сказывалась послевоенная разруха и
необходимость перехода на выпуск гражданской продукции. Поэтому в
тогдашнем СССР были вынуждены устанавливать на электростанции машины из
бывших фашистских стран (Германии, Японии и их союзников) полученные в
качестве трофеев и по репарационным договорам. Нередко оборудование было
уже изношено, технической документации не было вообще, требовалась
значительная адаптация к местным условиям. Но, несмотря ни на что,
томским энергетикам удалось в 1952 году пустить в строй вторую очередь
ГРЭС-2, на которой и была установлена турбина, некогда работавшая на
военном корабле из далекой страны восходящего солнца. Почти полвека
японская турбина прослужила томичам верой и правдой, и только вначале
XXI века она была окончательно остановлена.
На фотографии: начало
строительства Томской ГРЭС-2 (1943-1945 гг.)
Фото: ТГК-11
На строящейся Томской государственной районной
электростанции №2 сразу после войны были вынуждены использовать
трофейное оборудование. Так туда попала и турбина с подшипниками из
красного дерева с японского военного корабля
В настоящее время старая турбина полностью демонтирована, а на место ее
устанавливается современная российская - Т-50 мощностью 50 МВт
производства концерна «Силовые машины». На 30 сентября
этого года намечен ее запуск. Срок службы новый турбины должен составить
30-40 лет.
Краткая справка
Из-за тяжелых рабочих условий часто в энергетических турбинах
применяются подшипники скольжения. Подшипники скольжения из древесных
материалов можно встретить в установках устаревшей конструкции. В
качестве основного конструкционного материала для таких подшипников
использовались твердые древесные породы (например, самшит и бакаут) и
древесные пластики. В современных турбинах используются подшипники
скольжения из металлических и синтетических сплавов. Находят применение
и подшипники качения, и прогрессивные магнитные подшипники. Более
подробно с этими типами подшипников можно ознакомиться в статье
«Что такое подшипники и их основные разновидности».
По материалам
ГТРК "Томск"
На одного независимого производителя гидродинамических подшипников в мире
стало меньше |