Уплотнения
подшипниковых узлов предназначены для защиты подшипниковых узлов от
проникновения в него посторонних веществ (пыли, грязи, влаги), вызывающих
загрязнение смазочного материала и износ подшипников, а так же для
предотвращения вытекания смазочного материала из узла. При выборе подходящего
типа уплотнений необходимо учитывать следующие факторы:
-
рабочую
температуру подшипникового узла,
-
окружную скорость на поверхности уплотнения,
-
вид
смазочного материала – масло или пластичная смазка,
-
систему
подвода смазочного материала,
-
состояние окружающей среды,
-
стоимость.
Для подшипниковых
узлов, как правило, применяются два вида уплотнений:
-
контактные - осуществляют защиту от загрязнений и вытекания смазочного
материала путем непосредственного контакта между вращающимися элементами
конструкции подшипникового узла;
-
бесконтактные – характеризуются узким зазором между вращающимися и
неподвижными элементами конструкции подшипникового узла.
 |
 |
Контактное уплотнение |
Бесконтактное
уплотнение |
Ниже представлены
наиболее распространенные типы уплотнений подшипниковых узлов.
Контактные уплотнения
Предельная
окружная скорость, м/с |
4 |

Фетровое уплотнение |
Рабочая
температура, ºС |
-40...110 |
Допускаемый угловой перекос вала |
0,5º |
Твердость
поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
не менее 30 HRc |
Допускаемая шероховатость поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
3,2 мкм |
Особенности |
-
При скорости более 4 м/с трущая
поверхность вала должна быть отполирована,
-
перед установкой уплотнение должно быть
пропитано горячим маслом (90
ºС)
|
Применение |
Корпусные узлы |
Рекомендуемый
смазочный материал |
Пластичная смазка |
Предельная окружная
скорость, м/с |
-
из
NBR*: 15,
-
из
ACM: 18,
-
из
FKM: 20
|

Манжетное уплотнение |
Рабочая температура,
ºC |
-
из
NBR: - 30 ... +110,
-
из
ACM: - 10 ... +170,
-
из
FKM: - 40 .... +200
|
Допускаемый угловой перекос
вала |
0,5º |
Твердость поверхности
вала, контактирующей с уплотнением |
не менее
40 HRc |
Параметр шероховатости поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
0,8
мкм |
Особенности |
Перед монтажом посадочные
поверхности смазываются пластичной смазкой или монтажной пастой |
Применение |
Общего применения |
Рекомендуемый смазочный
материал |
|
Окружная
скорость, м/с |
16 |

Механическое
уплотнение |
Рабочая
температура, ºC |
-40
... +150 |
Допускаемые угловой перекос вала |
0,5º |
Твердость
поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
Особых требований нет |
Параметр шероховатости поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
Особых требований нет |
Особенности |
Может развиваться довольно большая сила преднатяга уплотняющих
поверхностей |
Применение |
Для
обеспечения герметичности при работе в жидкости |
Рекомендуемый
смазочный материал |
|
Окружная
скорость, м/с |
7 |

V - образное уплотнение |
Рабочая
температура, ºC |
-40
... +110 |
Допускаемый
угловой перекос вала |
1º |
Твердость
поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
- |
Параметр шероховатости поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
3,2 мкм |
Особенности |
-
При работе в условиях повышенных
температур рекомендуется применять термостойкие материалы,
-
для
работы при скоростях более 7 м/с рекомендуется устанавливать
дополнительные стопорные кольца для осевой фиксации и/или радиальной
фиксации.
|
Применение |
Работа в условиях повышенной загрязненности |
Рекомендуемый
смазочный материал |
Пластичная смазка |
* Материалы уплотнений
Бесконтактные уплотнения
Предельная
окружная скорость, м/с |
- |

Щелевые уплотнения |
Рабочая
температура, ºС |
- |
Допускаемый угловой перекос вала |
0,06º |
Твердость
поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
- |
Допускаемая шероховатость поверхности
канавок |
0,8
мкм |
Особенности |
- при диаметре вала до 50 мм:
0,2
- при
диаметре вала более 50 мм: 0,2 ... 0,5 |
Применение |
-
Повышенная точность
вращения,
-
высокая скорость вращения,
-
слабое загрязнение
|
Рекомендуемый
смазочный материал |
|
Предельная окружная
скорость, м/с |
- |

Лабиринтные уплотнения |
Рабочая температура,
ºC |
- |
Допустимый угловой перекос
вала |
0,06º |
Твердость поверхности
вала, контактирующей с уплотнением |
- |
Параметр шероховатости
канавок |
0,8
мкм |
Особенности |
- при диаметре вала до 50 мм:
0,2 ... 0.3
- при
диаметре вала более 50 мм: 0,3
... 0,5
- при диаметре вала до 50 мм:
1 ... 1,5
- при
диаметре вала более 50 мм: 1,5 ... 2,5 |
Применение |
-
Повышенная точность
вращения,
-
высокая скорость вращения,
-
слабое загрязнение
|
Рекомендуемый смазочный
материал |
|
Окружная
скорость, м/с |
- |

Отражательное
кольцо |
Рабочая
температура, ºC |
- |
Допустимый угловой
перекос вала |
0,06º |
Твердость
поверхности вала,
контактирующей с уплотнением |
- |
Параметр шероховатости поверхности
вала, контактирующей с уплотнением |
- |
Особенности |
- |
Применение |
|
Рекомендуемый
смазочный материал |
- |
Материалы контактных уплотнений
Контактные уплотнения подшипниковых
узлов, как правило,
изготавливаются из полимерных материалов. Выбор соответствующего материала
уплотнения зависит от рабочей температуры,
используемого смазочного материала и свойств
окружающей среды.
Ниже приведены
наиболее широко используемые в качестве материалов уплотнений подшипниковых
узлов полимеры и их свойства.
Сравнение свойств материалов уплотнений
Параметр |
Cинтетическая
резина (NBR) |
Фторэластомер
(FKM) |
Тефлон
(PTFE) |
Полиакрил-каучук
(ACM) |
Термостойкость |
110°С |
200°С |
260°С |
180°С |
Низкотемпературная гибкость
(макс.) |
-50°С |
-50°С |
-90°С |
-50°С |
Трение |
o** |
o |
o |
o |
Сопротивление износу |
x*** |
o |
x |
o |
Старение от действия солнечных лучей |
x |
o |
o |
o |
Старение от окисления |
x |
o |
o |
o |
Стойкость к воздействию смазочных материалов на
минеральной основе |
o |
o |
o |
o |
Стойкость к воздействию
смазочных материалов на синтетической основе |
x |
o |
o |
x |
Стойкость к химическим реагентам |
x |
o |
o |
x |
Водостойкость |
o |
o |
o |
x |
Примечание:
** o - хорошо;
*** x - плохо.
<<Наверх
|
Терминология
подшипников
Основные типы
подшипников
Встроенные уплотнения подшипников SNR
Выбор метода фиксации на валу корпусных шариковых подшипников
Следы качения при повреждении подшипников
и их значение
 |