Выражаем благодарность российскому представительству компании Kluber Lubrication (Германия) за оказанную помощь.
Статья написана исключительно для ознакомления интернет-пользователей с основами выбора смазочного материала и методами его защиты в подшипниковом узле. Будет полезна конструкторам и механикам, а также студентам ВТУЗов.
Мы не несет ответственности за непосредственный, опосредственный или непреднамеренный ущерб, нанесенный в результате использования информации представленной в данной статье. Постоянный адрес статьи: www.snr.com.ru/e/lubrications_1_1.htm При любом использовании данного материала ссылка на него обязательна!
Вы также можете принять участие
в написание статьи, оставив свои дополнения,
замечания и комментарии на электронном адресе:
http://ilchenko-andrew.livejournal.com/878.html Указание имени автора того или иного изменения гарантируется! Содержание 1. Необходимость в смазке подшипников 2. Выбор метода смазывания подшипников 3. Смазывание пластичной смазкой 4. Смазывание маслом 5. Защита подшипниковых узлов от загрязнения и вытекания смазочного материала 6. Твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения 7. Справочные материалы Список источников 6. Твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения Твердые смазочные материалы в основном применяются в экстремальных условиях: глубокий вакуум (до 10 -12 Па) или высокое давление (до 108 Па); крайне низкие (близкие к "абсолютному нулю" - минус 273ºС) или крайне высокие (до 1200 ºС) температуры; в радиоактивных средах и при повышенном радиационном фоне, где жидкие смазки быстро разлагаются; в пыльных условиях, в которых жидкая смазка связывается с пылью и ухудшает свои смазочные способности; когда предъявляются требования по минимизации занимаемого объема; работа при крайне высоких нагрузках и в коррозионно-активной среде, где применение жидкой смазки неэффективно из-за быстро ухудшающейся смазочной способности.
Таблица 6.1 - Примеры применения твердых смазок и покрытий элементов трения в узлах различного оборудования Окружающая среда | Применение | Глубокий вакуум | Комнатная или криогенная температура | Вакуумное оборудование Механизмы на космических аппаратах | Стерильные условия | Биомедицинское оборудование Инструменты анализа Оборудование по созданию покрытий Производство электронных микросхем | Высокие температуры | Ядерные реакторы Рентгеновское оборудование Печи | Высокие температуры | Воздушная атмосфера | Печи Металлообрабатывающее и металлургическое оборудование Компрессоры | Расплавленные металлы (натрий, цинк и т.д.) | Ядерные реакторы Оборудование по покрытию поверхностей расплавленными материалами | Криогенная температура | Механизмы на космических аппаратах Турбокомпрессоры Насосы жидкого азота Насосы для сжиженного бутана Насосы для фреона Насосы для сжиженного природного газа Насосы для сжиженного пропана Холодильное производство | Радиация (гамма-лучи, β - лучи, рентгеновские лучи, быстрые нейтроны и т.д.) | Ядерные реакторы Механизмы на космических аппаратах | Коррозионные газы (хлор и т.д.) | Маневровые двигатели Производство электронных микросхем | Высокие нагрузки и контактные давления | Металлообрабатывающее и металлургическое оборудование Мостовые опоры Опоры здания Опоры производственных платформ | Фреттинг-трение и коррозия | Механизмы на космических аппаратах Авиационные турбины Автомобили Посадочные шасси |
Перед другими видами смазочных материалов твердые смазки имеют такие преимущества: надежное смазывание при высоких и криогенных температурах, в атмосфере с высоким давлением и вакууме, радиационной или запыленной среде; более эффективны, чем жидкие смазки при переменной и крайне высокой нагрузке; позволяют проектировать более простое оборудование, так как позволяют отказаться от сложных систем подачи смазки и уплотнений; предпочтительное применение в узлах трения, доступ при обслуживании к которым крайне затруднен; могут образовывать прозрачные покрытия
Среди недостатков можно отметить: крайне высокие коэффициенты трения и потенциальная опасность быстрого износа трущихся поверхностей; плохие самовосстанавливающиеся свойства, так как поврежденные частицы снижают срок службы (однако это не касается углеродных нанотрубок); плохой отвод тепла; могут иметь нежелательный цвет, такой как у графита.
Твердые смазочные материалы применяются как в твердом, так и в суспензированном виде (например, в виде смазочных паст). Для снижения отрицательного эффекта от использования твердых смазочных материалов взамен их или в дополнение к ним используются специальные покрытия, наносимые на поверхность элементов трения. На современном этапе развития твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения бывают следующие: в наноструктурном состоянии - С, BN, MoS2 и WS2; в виде нанокомпозиционных покрытий - WC/C, MoS2 /C, WS2/C, TiC/C и наноалмаза; в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий - пленок из алмаза, гидрогенизированного углерода (a-C:H), аморфного углерода (a-С), нитрида углерода (C3N4) и нитрида бора (BN); в виде твердых и сверхтвердых покрытий из VC, B4C, Al2O3, SiC, Si3O4 , TiC, TiN, TiCN, AIN и BN, в виде чешуйчатых пленок из MoS2 и графита; в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олово, в виде пленки из мягких металлов - свинца, золото, серебра, индия, меди и цинка, в виде самосмазывающихся композитов из нанотрубок, полимеров, углерода, графита и металлокерамики, в виде чешуйчатых пленок из углеродных составов - фторированного графита и фторид графита; углерод; полимеры - PTFE, нейлон и полиэтилен, жиры, мыло, воск (стеариновая кислота), керамика и металлокерамика.
В твердых смазочных материалах и покрытиях обычно используют: У дисульфида молибдена (MoS2) низкий коэффициент трения в обеих средах: вакууме и атмосфере. Его термостабильность в инертной атмосфере доходит до 1100 ºС, но в обычном воздухе применение MoS2 ограничено температурами 350 - 400ºС. Адсорбированные пары жидкость и среда вызывающая окисление могут фактически привести к небольшому увеличению трения. Дисульфид молибдена имеет более высокую грузоподъемность, чем такие материалы как графит или PTFE. Заменяет графит при работе в вакууме. Графит имеет низкий коэффициент трения и очень высокую термостабильность (до 2000 ºС). Адсорбированные пары жидкостей значительно улучшают смазывающие свойства графита. В сухой окружающей среде, особенно в вакууме, применение графита может быть ограничено. При температурах ниже минус 100 ºС, количество адсорбированного пара в графите снижается, что повышает коэффициент трения. Поэтому необходимо предусмотреть принудительный подвод паров жидкости к графитной смазке. Практическое применение графита ограничено из-за окисления температурами 500 – 600 ºС. Добавление неорганических присадок позволяет использовать графит при температурах до 550ºС. При глубоком вакууме графит теряет смазочную способность, химическую стойкость и радиационную устойчивость. Политетрафторэтилен (PTFE) обладает крайне низким коэффициентом трения, как в вакууме, так и в атмосфере. Практическое применение колеблется в температурном диапазоне: -100 … 250 ºC. Не обладает повышенной грузоподъемностью и долговечностью, как прочие материалы. Из-за низкой теплопроводности и теплоотдачи PTFE не используется при высоких температурах. Большая устойчивость к воздействию агрессивных сред. Такие мягкие металлы как свинец, золото, серебро, медь, индий и цинк обладают относительно низким коэффициентом трения и в вакууме, и в атмосфере. Эти материалы чрезвычайно полезны при высоких температурах до 1000 ºС и для смазывания тех элементов, где скольжение минимально. 7. Справочные материалы Таблица 7.1 - Значения вязкости в различных единицах измерения мм2/c* (сСт) | °Е | SUS | R.I. | 2 | 1,12 | 32,6 | 30,4 | 4 | 1,31 | 39,2 | 35,3 | 6 | 1,48 | 45,6 | 40,6 | 8 | 1,65 | 52,1 | 46,1 | 10 | 1,83 | 58,9 | 51,9 | 12 | 2,02 | 66,0 | 58,0 | 14 | 2,22 | 73,6 | 64,5 | 16 | 2,34 | 81,3 | 71,2 | 18 | 2,65 | 89,4 | 78,1 | 20 | 2,88 | 97,8 | 85,2 | 24 | 3,3 | 115 | 100 | 28 | 3,8 | 133 | 116 | 32 | 4,3 | 150 | 131 | 36 | 4,8 | 168 | 147 | 40 | 5,4 | 186 | 164 | 44 | 5,9 | 204 | 180 | 48 | 6,4 | 223 | 196 | 52 | 6,9 | 241 | 212 | 56 | 7,4 | 260 | 228 | 60 | 8,0 | 278 | 244 | 65 | 8,6 | 301 | 265 | 70 | 9,3 | 324 | 285 | 75 | 9,9 | 348 | 305 | 80 | 10,6 | 371 | 325 | 85 | 11,2 | 394 | 345 | 90 | 11,9 | 417 | 366 | 95 | 12,6 | 440 | 386 | 100 | 13,2 | 464 | 406 | 110 | 14,5 | 510 | 447 | 120 | 15,8 | 556 | 487 | 130 | 17,2 | 603 | 528 | 140 | 18,5 | 649 | 568 | 150 | 19,8 | 695 | 609 | 160 | 21,1 | 742 | 650 | 170 | 22,4 | 788 | 690 | 180 | 23,8 | 834 | 731 | 190 | 25,1 | 881 | 771 | 200 | 26,4 | 927 | 812 | 220 | 29,0 | 1020 | 893 | 240 | 31,7 | 1112 | 974 | 260 | 34,3 | 1205 | 1056 | 280 | 37,0 | 1298 | 1137 | 300 | 39,6 | 1390 | 1218 | 340 | 44,9 | 1576 | 1380 | 380 | 50,2 | 1761 | 1543 | 420 | 55,4 | 1947 | 1705 | 460 | 60,7 | 2132 | 1868 | 500 | 66,0 | 2317 | 2030 | 540 | 71,3 | 2503 | 2192 | 580 | 76,6 | 2688 | 2355 | 620 | 81,8 | 2874 | 2517 | 660 | 87,1 | 3059 | 2680 | 700 | 92,4 | 3245 | 2842 | 750 | 99,0 | 3476 | 3045 | 800 | 105,6 | 3708 | 3248 | 850 | 112,2 | 3940 | 3451 | 900 | 118,8 | 4172 | 3654 | 950 | 125,4 | 4403 | 3857 | 1000 | 132,0 | 4635 | 4060 |
Примечание: * мм2/с - кинематическая вязкость (сантистокс, сСт); °Е - градусы Энглера (Engler); SUS - Единицы Сейболда (Saybold Universal second); R.I. - секунды Редвуда (Redwood). Таблица 7.2 - Обозначение некоторых пластмасс Полное название | Обозначение | DIN 7728, Part1 + Part2 ISO 1043.1 | ASTM D1600 | Акрил-бутадиен-стирен | ABS | ABS | Полиамид | PA | PA | Поликарбонат | PC | EPDM | Полиэтилен | PE | PE | Полиокиметилен (полиацеталь, полиформальдегид) | POM | POM | Полипропилен | PP | PP | Оксид полифенилина | PPO | PPO | Поливинилхлорид | PVC | PVC | Политетрафторэтилен | PTFE | PTFE |
Таблица 7.3 - Обозначение некоторых эластомеров Полное название | Обозначение | по ASTM D1418 | по ISO 1629 | Акрилатный каучук | ACM | ACM | Полиэстер-уретан-каучук | AU | AU | Хлорбутадиеновый каучук | СR | CR | Хлорсульфонил - полиэтиленовый каучук | CSM | CSM | Этилен-пропилен-диен-модифицированный каучук | EPDM | EPDM | Фторэластомер | FKM | FKM | Бутил-каучук | IIR | IIR | Гидрированный акрилонитрил-бутадиен-каучук | HNBR | HNBR | Акрилонитрил-бутадиен-каучук | NBR | NBR | Натуральный каучук | NR | NR | Стирол-бутадиен каучук | SBR | SBR |
Таблица 7.4 - Взаимозаменяемость подшипников зарубежного производства по заложенной пластичной смазке Индекс смазки | SNR | FAG | FAFNIR | INA | KOYO | NSK | NTN | SKF | D | L78 | | | | | | | D6 | | | | | | 5S | LHT64 | D10 | | | | | | | MT57 | D32 | L74 | FS160-B | | B5, FY | AF2 | 3E, 3K, 6K | HT22, VT105, VT164, LHT42, LHT51, LHT55 | D35 | | | | AE | | | | D59 | L71, L12 | | FA227 | A3, SR | NB2, NS7 | 1D | HT7, HT41, VT162, LHT23, LHT62, MT33, MT37 | D63 | | | | | | | VT131 | D88 | L79 | | | | | | | D90 | L135 | | | | | | | D93 | L186 | | | | | | | D109 | | | | AC | AVS | 15A | HT2, MT47 | D112 | | | | A6, ASR | AK2 | 4E | HT58, HT72, VT20, MT59 |
Список источников 1) Ball and Roller Bearings. Сat. №2202. NTN, 2001; 2) Care and Maintenance of Bearings. Сat. №3017. NTN; 3) Catalogue General Industry. Doc.I_GEN_CAT2.Fa. SNR, 2007; 4) Distribution: General catalog. GC01GBe. SNR, 2004; 5) Kazuhisa Miyoshi. Solid Lubricants and Coatings for Extreme Environments: State-of-the-Art Survey. NASA, 2007; 6) Precision Rolling Bearings. Cat. № 2260-II/E. NTN; 7) Rolling Bearing Catalog. Cat. № E1102a. NSK; 8) Rolling Bearing Lubrication. Publ. No. WL 81 115/4 EA. FAG Kugelfischer Georg Schafer AG; 9) Technical Manual. Freudenberg Simrit GmbH & Co.KG, 2007; 10) The Element That Rolls The Bearing. Kluber Lubrication; 11) Консистентные смазки. Классификация, ассортимент и применение. Kluber Lubrication; 12) Общий каталог. №6000 RU. SKF, 2006; 13) Подшипники качения. Справочник-каталог/ Под ред. В.Н. Нарышкина и Р. В. Коросташевского. М.: Машиностроение, 1984; 14) П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высш.шк., 1984; 15) Рациональная смазка - экономия расходов. Каталог продукции. Kluber Lubrication; 16) Р. Балтенас, А.С. Сафонов и др. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки. - СПб.: ООО Издательство ДНК, 2001; 17) Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др.; под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Техинформ", 1999; 18) Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения. Справочник-каталог. М: Машиностроение, 2003. <<Наверх Перейти к началу статьи>> | Уплотнения подшипниковых узлов Следы качения при повреждении подшипников и их значение Смазочные материалы SNR Lub
|