<< На главную страницу    << Сведения о подшипниках    <<Смазывание подшипников качения

| Смазывание подшипников качения

 

 

Смотрите также:

 

Выражаем благодарность российскому представительству компании Kluber Lubrication (Германия) за оказанную помощь.

 

Статья написана исключительно для ознакомления интернет-пользователей с основами выбора смазочного материала и методами его защиты в подшипниковом узле. Будет полезна конструкторам и механикам, а также студентам ВТУЗов.

 

Мы не несет ответственности за непосредственный, опосредственный или непреднамеренный ущерб, нанесенный в результате использования информации представленной в данной статье.

 

Постоянный адрес статьи: www.snr.com.ru/e/lubrications_1_1.htm

При любом использовании данного материала ссылка на него обязательна!

 

Вы также можете принять участие в написание статьи, оставив свои дополнения, замечания и комментарии на электронном адресе: http://ilchenko-andrew.livejournal.com/878.html Указание имени автора того или иного изменения гарантируется!

 

Содержание

 

1. Необходимость в смазке подшипников

 

2. Выбор метода смазывания подшипников

 

3. Смазывание пластичной смазкой

 

4. Смазывание маслом

 

5. Защита подшипниковых узлов от загрязнения и вытекания смазочного материала

 

6. Твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения

 

7. Справочные материалы

 

Список источников

 

6. Твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения

 

Твердые смазочные материалы в основном применяются в экстремальных условиях:

  • глубокий вакуум (до 10 -12 Па) или высокое давление (до 108 Па);

  • крайне низкие (близкие к "абсолютному нулю" - минус 273ºС) или крайне высокие (до 1200 ºС) температуры;

  • в радиоактивных средах и при повышенном радиационном фоне, где жидкие смазки быстро разлагаются;

  • в пыльных условиях, в которых жидкая смазка связывается с пылью и ухудшает свои смазочные способности;

  • когда предъявляются требования по минимизации занимаемого объема;

  • работа при крайне высоких нагрузках и в коррозионно-активной среде, где применение жидкой смазки неэффективно из-за быстро ухудшающейся смазочной способности.

Таблица 6.1 - Примеры применения твердых смазок и покрытий элементов трения в узлах различного оборудования

 

Окружающая среда

Применение

Глубокий вакуум

Комнатная или криогенная температура

Вакуумное оборудование

Механизмы на космических аппаратах

Стерильные условия

Биомедицинское оборудование

Инструменты анализа

Оборудование по созданию покрытий

Производство электронных микросхем

Высокие температуры

Ядерные реакторы

Рентгеновское оборудование

Печи

Высокие температуры

Воздушная атмосфера

Печи

Металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

Компрессоры

Расплавленные металлы

(натрий, цинк и т.д.)

Ядерные реакторы

Оборудование по покрытию поверхностей расплавленными материалами

Криогенная температура

Механизмы на космических аппаратах

Турбокомпрессоры

Насосы жидкого азота

Насосы для сжиженного бутана

Насосы для фреона

Насосы для сжиженного природного газа

Насосы для сжиженного пропана

Холодильное производство

Радиация (гамма-лучи, β - лучи, рентгеновские лучи, быстрые нейтроны и т.д.)

Ядерные реакторы

Механизмы на космических аппаратах

Коррозионные газы (хлор и т.д.)

Маневровые двигатели

Производство электронных микросхем

Высокие нагрузки и контактные давления

Металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

Мостовые опоры

Опоры здания

Опоры производственных платформ

Фреттинг-трение и коррозия

Механизмы на космических аппаратах

Авиационные турбины

Автомобили

Посадочные шасси

 

Перед другими видами смазочных материалов твердые смазки имеют такие преимущества:

  • надежное смазывание при высоких и криогенных температурах, в атмосфере с высоким давлением и вакууме, радиационной или запыленной среде;

  • более эффективны, чем жидкие смазки при переменной и крайне высокой нагрузке;

  • позволяют проектировать более простое оборудование, так как позволяют отказаться от сложных систем подачи смазки и уплотнений;

  • предпочтительное применение в узлах трения, доступ при обслуживании к которым крайне затруднен;

  • могут образовывать прозрачные покрытия

Среди недостатков можно отметить:

  • крайне высокие коэффициенты трения и потенциальная опасность быстрого износа трущихся поверхностей;

  • плохие самовосстанавливающиеся свойства, так как поврежденные частицы снижают срок службы (однако это не касается углеродных нанотрубок);

  • плохой отвод тепла;

  • могут иметь нежелательный цвет, такой как у графита.

Твердые смазочные материалы применяются как в твердом, так и в суспензированном виде (например, в виде смазочных паст). Для снижения отрицательного эффекта от использования твердых смазочных материалов взамен их или в дополнение к ним используются специальные покрытия, наносимые на поверхность элементов трения.

 

На современном этапе развития твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения бывают следующие:

  • в наноструктурном состоянии - С, BN, MoS2 и WS2;

  • в виде нанокомпозиционных покрытий - WC/C, MoS2 /C, WS2/C, TiC/C и наноалмаза;

  • в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий - пленок из алмаза, гидрогенизированного углерода (a-C:H), аморфного углерода (a-С), нитрида углерода (C3N4) и нитрида бора (BN);

  • в виде твердых и сверхтвердых покрытий из VC, B4C, Al2O3, SiC, Si3O4 , TiC, TiN, TiCN, AIN и BN,

  • в виде чешуйчатых пленок из MoS2 и графита;

  • в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олово,

  • в виде пленки из мягких металлов  - свинца, золото, серебра, индия, меди и цинка,

  • в виде самосмазывающихся композитов из нанотрубок, полимеров, углерода, графита и металлокерамики,

  • в виде чешуйчатых пленок из углеродных составов - фторированного графита и фторид графита;

  • углерод;

  • полимеры - PTFE, нейлон и полиэтилен,

  • жиры, мыло, воск (стеариновая кислота),

  • керамика и металлокерамика.

В твердых смазочных материалах и покрытиях обычно используют:

  • дисульфид молибдена (MoS2),

  • графит,

  • PTFE,

  • мягкие металлы.

У дисульфида молибдена (MoS2) низкий коэффициент трения в обеих средах: вакууме и атмосфере. Его термостабильность в инертной атмосфере доходит до 1100 ºС, но в обычном воздухе применение MoS2 ограничено температурами 350 - 400ºС. Адсорбированные пары жидкость и среда вызывающая окисление могут фактически привести к небольшому увеличению трения. Дисульфид молибдена имеет более высокую грузоподъемность, чем такие материалы как графит или PTFE. Заменяет графит при работе в вакууме.

 

Графит имеет низкий коэффициент трения и очень высокую термостабильность (до 2000 ºС). Адсорбированные пары жидкостей значительно улучшают смазывающие свойства графита. В сухой окружающей среде, особенно в вакууме, применение графита может быть ограничено. При температурах ниже минус 100 ºС, количество адсорбированного пара в графите снижается, что повышает коэффициент трения. Поэтому необходимо предусмотреть принудительный подвод паров жидкости к графитной смазке. Практическое применение графита ограничено из-за окисления температурами 500 – 600 ºС. Добавление неорганических присадок позволяет использовать графит при температурах до 550ºС.  При глубоком вакууме графит теряет смазочную способность, химическую стойкость и радиационную устойчивость.

 

Политетрафторэтилен (PTFE) обладает крайне низким коэффициентом трения, как в вакууме, так и в атмосфере. Практическое применение колеблется в температурном диапазоне: -100 … 250 ºC.  Не обладает повышенной грузоподъемностью и долговечностью, как прочие материалы. Из-за низкой теплопроводности и теплоотдачи PTFE не используется при высоких температурах. Большая устойчивость к воздействию агрессивных сред.

 

Такие мягкие металлы как свинец, золото, серебро, медь, индий и цинк обладают относительно низким коэффициентом трения и в вакууме, и в атмосфере. Эти материалы чрезвычайно полезны при высоких температурах до 1000 ºС и для смазывания тех элементов, где скольжение минимально.

 

7. Справочные материалы

 

Таблица 7.1 - Значения вязкости в различных единицах измерения

 

мм2/c*
(сСт)

°Е

SUS

R.I.

2

1,12

32,6

30,4

4

1,31

39,2

35,3

6

1,48

45,6

40,6

8

1,65

52,1

46,1

10

1,83

58,9

51,9

12

2,02

66,0

58,0

14

2,22

73,6

64,5

16

2,34

81,3

71,2

18

2,65

89,4

78,1

20

2,88

97,8

85,2

24

3,3

115

100

28

3,8

133

116

32

4,3

150

131

36

4,8

168

147

40

5,4

186

164

44

5,9

204

180

48

6,4

223

196

52

6,9

241

212

56

7,4

260

228

60

8,0

278

244

65

8,6

301

265

70

9,3

324

285

75

9,9

348

305

80

10,6

371

325

85

11,2

394

345

90

11,9

417

366

95

12,6

440

386

100

13,2

464

406

110

14,5

510

447

120

15,8

556

487

130

17,2

603

528

140

18,5

649

568

150

19,8

695

609

160

21,1

742

650

170

22,4

788

690

180

23,8

834

731

190

25,1

881

771

200

26,4

927

812

220

29,0

1020

893

240

31,7

1112

974

260

34,3

1205

1056

280

37,0

1298

1137

300

39,6

1390

1218

340

44,9

1576

1380

380

50,2

1761

1543

420

55,4

1947

1705

460

60,7

2132

1868

500

66,0

2317

2030

540

71,3

2503

2192

580

76,6

2688

2355

620

81,8

2874

2517

660

87,1

3059

2680

70092,432452842
75099,034763045
800105,637083248
850112,239403451
900118,841723654
950125,444033857
1000132,046354060

 

Примечание:

* мм2- кинематическая вязкость (сантистокс, сСт);
   °Е - градусы Энглера (Engler);
   SUS - Единицы Сейболда (Saybold Universal second);
   R.I. - секунды Редвуда (Redwood).

 

Таблица 7.2 - Обозначение некоторых пластмасс

 

Полное название

Обозначение

DIN 7728, Part1 +  Part2

ISO 1043.1

ASTM D1600

Акрил-бутадиен-стирен

ABS

ABS

Полиамид

PA

PA

Поликарбонат

PC

EPDM

Полиэтилен

PE

PE

Полиокиметилен (полиацеталь, полиформальдегид)

POM

POM

Полипропилен

PP

PP

Оксид полифенилина

PPO

PPO

Поливинилхлорид

PVC

PVC

Политетрафторэтилен

PTFE

PTFE

 

Таблица 7.3 - Обозначение некоторых эластомеров

 

Полное название

Обозначение

по ASTM D1418

по ISO 1629

Акрилатный каучук

ACM

ACM

Полиэстер-уретан-каучук

AU

AU

Хлорбутадиеновый каучук

СR

CR

Хлорсульфонил - полиэтиленовый каучук

CSM

CSM

Этилен-пропилен-диен-модифицированный каучук

EPDM

EPDM

Фторэластомер

FKM

FKM

Бутил-каучук

IIR

IIR

Гидрированный акрилонитрил-бутадиен-каучук

HNBR

HNBR

Акрилонитрил-бутадиен-каучук

NBR

NBR

Натуральный каучук

NR

NR

Стирол-бутадиен каучук

SBR

SBR

 

 

Таблица 7.4 - Взаимозаменяемость подшипников зарубежного производства по заложенной пластичной смазке

 

Индекс смазки

SNR

FAG

FAFNIR

INA

KOYO

NSK

NTN

SKF

D

L78

 

 

 

 

 

 

D6

 

 

 

 

 

5S

LHT64

D10

 

 

 

 

 

 

MT57

D32

L74

FS160-B

 

B5, FY

AF2

3E, 3K, 6K

HT22, VT105, VT164, LHT42, LHT51, LHT55

D35

 

 

 

AE

 

 

 

D59

L71, L12

 

FA227

A3, SR

NB2, NS7

1D

HT7, HT41, VT162, LHT23, LHT62, MT33, MT37

D63

 

 

 

 

 

 

VT131

D88

L79

 

 

 

 

 

 

D90

L135

 

 

 

 

 

 

D93

L186

 

 

 

 

 

 

D109

 

 

 

AC

AVS

15A

HT2, MT47

D112

 

 

 

A6, ASR

AK2

4E

HT58, HT72, VT20, MT59

 

Список источников

 

1) Ball and Roller Bearings. Сat. №2202. NTN, 2001;

2) Care and Maintenance of Bearings. Сat. 3017. NTN;

3) Catalogue General Industry. Doc.I_GEN_CAT2.Fa. SNR, 2007;

4) Distribution: General catalog. GC01GBe. SNR, 2004;

5) Kazuhisa Miyoshi. Solid Lubricants and Coatings for Extreme Environments: State-of-the-Art Survey. NASA, 2007;

6) Precision Rolling Bearings. Cat. № 2260-II/E. NTN;

7) Rolling Bearing Catalog. Cat. E1102a. NSK;

8) Rolling Bearing Lubrication. Publ. No. WL 81 115/4 EA. FAG Kugelfischer Georg Schafer AG;

9) Technical Manual. Freudenberg Simrit GmbH & Co.KG, 2007;

10) The Element That Rolls The Bearing. Kluber Lubrication;

11) Консистентные смазки. Классификация, ассортимент и применение.  Kluber Lubrication;

12) Общий каталог. 6000 RU. SKF, 2006;

13) Подшипники качения. Справочник-каталог/ Под ред. В.Н. Нарышкина и Р. В. Коросташевского. М.: Машиностроение, 1984;

14) П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высш.шк., 1984;

15) Рациональная смазка - экономия расходов. Каталог продукции.  Kluber Lubrication;

16) Р. Балтенас, А.С. Сафонов и др. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки. - СПб.: ООО Издательство ДНК, 2001;

17) Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др.; под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Техинформ", 1999;

18) Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения. Справочник-каталог. М: Машиностроение, 2003.

 

<<Наверх    Перейти к началу статьи>>

Уплотнения подшипниковых узлов

 

Следы качения при повреждении подшипников и их значение

 

Смазочные материалы SNR Lub

 

 

Стационарные подшипниковые узлы типа SNOL

 


Сайт содержит информацию о продукции компаний NTN-SNR Roulements (до 2010 г. называлась SNR Roulements) и NTN, а также их партнеров: подшипники, ремонтные комплекты из подшипников и других компонентов, подшипниковые узлы, сервисные продукты...

Любое цитирование и иное использование данных материалов возможно только со ссылкой на сайт snr.com.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2008, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта