Одной лишь
посадки с натягом во многих случаях не достаточно при установке подшипника на
вал или в корпус, чтобы подшипник не совершал осевое перемещение, особенно при
наличии осевой нагрузки или несоосности.
Способ фиксации колец подшипников на валу и в корпусе выбирается в зависимости:
-
от величины и направления действия нагрузки,
-
частоты вращения,
-
типа подшипника,
-
требований монтажа и демонтажа узла,
-
производственных возможностей изготовителя корпуса и вала.
Ниже приведены
наиболее распространенные способы осевой фиксации внутренних и наружных колец
подшипников на валу и в корпусе.
Общие случаи
фиксация подшипников
Основным способом
фиксации подшипников на валу является затяжка внутренней обоймы подшипников
стопорной гайкой, при этом противоположная сторона подшипника должна упираться в
заплечики или буртик на валу (рисунок 1,
а), в
промежуточную втулку (рисунок 1,
б) или в
насадную деталь, в свою очередь, опирающуюся на заплечики или буртик. Такое
крепление обеспечивает точную осевую фиксацию подшипника, надежно страхует от
проворота внутреннего кольца на валу, а также позволяет устанавливать подшипник
на вал с небольшим натягом без опасности смятия и разбивания посадочной
поверхности вала.
 |
 |
а) |
б) |
а - с упором в буртик вала,
б - с упором в промежуточную втулку
Рисунок 1 - Фиксация при помощи стопорных гаек
Данный способ
применяется как в концевых, так и в промежуточных установках.
В концевых
установках фиксация подшипников может осуществляться при помощи торцевых шайб,
притягиваемых к торцу вала центральным болтом (рисунок 2,
а)
или несколькими болтами (рисунок 2,
б),
фиксирующие шайбы от поворота относительно вала.
 |
 |
а) |
б) |
а - с центральным болтом,
б - c несколькими болтами
Рисунок 2 - Фиксация при
помощи торцевых шайб
Наружные кольца
подшипников могут фиксироваться при помощи резьбового кольца
(рисунок 3,
а)
или торцевых крышек, при использовании которых, в зависимости от глубины
l
гнезда и толщины специальной регулировочной прокладки, можно
получить установку с зазором
s
(рисунок 3, б)
или же с натягом (рисунок 3, в).
а - при помощи резьбового кольца,
б и в
- при помощи торцевых крышек
Рисунок 3 - Варианты фиксации наружного кольца
Большое
распространение получило использование стопорных пружинных колец (зегеров) для
фиксации подшипников качения (рисунок 4,
а),
позволяющее сэкономить место, ускорить монтаж и демонтаж, упростить изготовление
валов и корпусов.
Если ожидаются
действие повышенной осевой нагрузки, то между кольцом подшипника и стопорным
пружинным кольцом рекомендуется установить упорное кольцо (рисунок 4,
б)
для того, чтобы на пружинное кольцо не действовали слишком большие изгибающие
моменты. Осевой зазор между стопорным пружинным кольцом и его канавкой может
быть уменьшен путем выбора соответствующих допусков для упорного кольца или
путем установки регулировочных прокладок.
Крайне удобен,
особенно в концевых установках, способ фиксации с помощью стопорных пружинных
колец, заводимых в канавки на наружном кольце подшипника (например, радиального
шарикоподшипника). Обычно кольцо затягивается между корпусом или крышкой, причем
выточку под стопорное кольцо предпочтительней делать в крышке (рисунок 4,
в), а не в
корпусе.

а)

б)

в)
а -
фиксация на валу, б - фиксация на валу и в корпусе,
в -
фиксация в корпусе
Рисунок
4 - Фиксация подшипников при помощи пружинных стопорных шайб
Однако применять
для фиксации подшипников качения стопорные пружинные кольца возможно
только с учетом допускаемой
для них осевой нагрузки.
Фиксация подшипников с коническим отверстием
Подшипники с
коническим посадочным отверстием применяются взамен подшипников с цилиндрическим
отверстием, когда требуется облегчить монтаж-демонтаж, в особенности для
крупногабаритных и/или тяжелонагруженных подшипников. Однако не могут
воспринимать значительные осевые силы, направленные в сторону большего диаметра
конуса, поскольку это может привести к защемлению тел качения.
Подшипники с коническим посадочным отверстием
устанавливаются:
-
либо непосредственно на вал –
для лучшего центрования вала, но требуется более точная обработка посадочной
поверхности на вале и в целом усложняется технология изготовления вала;
-
либо через переходную втулку –
для установки подшипника на гладкие или грубо обработанные валы, облегчения
монтажно-демонтажных работ, при этом ухудшается центрование вала из-за
добавочной посадочной поверхности.
Подшипники с коническим отверстием,
устанавливаемые непосредственно на конической шейке вала, обычно удерживаются на
валу при помощи стопорной гайки (рисунок 5, а)
или стопорной гайки на разъемном кольце с наружной резьбой, устанавливаемой в
канавку вала, которое фактически является регулируемым буртиком (рисунок 5, б).

а)

б)
а - фиксация на валу при помощи стопорной
гайки,
б - фиксация на валу при помощи
стопорной гайки на разъемном кольце с наружной резьбой, устанавливаемой в
канавку вала
Рисунок 5 -
Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые
непосредственно на конической шейке вала
Стяжная втулка
(рисунок 6) используются для легкого и быстрого монтажа подшипников с коническим
отверстием на цилиндрические посадочные места ступенчатых валов. Она
запрессовывается в отверстие подшипника, который упирается в заплечик вала или
аналогичную неподвижную деталь. Стяжная втулка фиксируется на валу при помощи
гайки и стопорной шайбы.

Рисунок 6 -
Подшипник с коническим отверстием,
устанавливаемый на вал при помощи стяжной втулки
Закрепительная втулка также
используется для фиксации подшипника на гладких (рисунок 7,а)
и ступенчатых валах, но
при этом подшипниковая опора имеет меньшие осевые размеры,
чем в случае со стяжной втулкой.

а)

б)
а - на
гладком вале, б - на ступенчатом вале
Рисунок 7 - Подшипники с коническим
отверстием, устанавливаемые на вал при помощи закрепительной втулки
При использовании закрепительной
втулки на ступенчатом валу стопорная гайка фиксирует положение подшипника
относительно втулки, при этом между заплечиком вала и внутренним кольцом
подшипника с другой стороны вставляется распорная втулка (рисунок 7,
б).
|