Подшипник
является часто очень важным компонентом машины или
механизма, и преждевременный выход его из строя
становится нежелательным, ведя к значительным
издержкам или даже убыткам от простоя и ремонтов оборудования. И поэтому
значимую роль играет выявление причин выхода из строя подшипника и принятия мер
по предупреждению.
Вид и
расположение следов качения является довольно полезным средством при диагностике
и предотвращении повреждений подшипников. Исследование следов качения даёт
возможность делать выводы о том, при каких условиях он был установлен и как он
работал. Зная различия между нормальными и фактическими следами качения, можно
определить, работал ли подшипник в нормальных или в каких-то других условиях, а
значит принять меры для предотвращения возможной поломки.
Ниже приведены
типичные случаи следов качения подшипников подверженные тем или иным видам
повреждений.
|
|
Случай 1 |
Случай 2 |
Условия работы:
-
вращается
внутреннее кольцо;
-
наружное кольцо не
вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;
-
осевой
нагрузки нет;
-
радиальная нагрузка
постоянна относительно корпуса.
Картина явления:
Причины:
Меры
по предупреждению:
|
Условия работы:
-
вращается
наружное кольцо;
-
внутреннее кольцо не
вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;
-
осевой
нагрузки нет;
-
радиальная нагрузка
постоянна относительно корпуса.
Картина явления:
Причины:
Меры
по предупреждению:
|
|
|
Случай
3 |
Случай 4 |
Условия работы:
-
вращается
внутреннее кольцо, и оно чрезмерно запресованно;
-
отсутствует
внутренний зазор (тела качения зажаты);
-
наружное кольцо не
вращается;
-
осевой нагрузки нет;
-
действует
дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой внутреннего
кольца.
Картина явления:
Причины:
-
чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в
корпус или на вал;
-
отсутствие внутреннего зазора, ведущее к
возникновению дополнительного напряжения,
величина которого суммируется с величиной уже действующей нормальной
нагрузкой.
Меры
по предупреждению:
|
Условия работы:
-
вращается
наружное кольцо, и оно чрезмерно запресованно;
-
отсутствует
внутренний зазор (тела качения зажаты);
-
внутреннее кольцо не
вращается;
-
осевой
нагрузки нет;
-
действует
дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой наружного
кольца.
Картина явления:
Причины:
-
чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в
корпус или на вал;
-
отсутствие внутреннего зазора, ведущее к
возникновению дополнительного напряжения.
величина которого суммируется с величиной уже действующей нормальной
нагрузкой.
Меры
по предупреждению:
|
|
|
Случай
5 |
Случай 6 |
Условия работы:
-
внутреннее
кольцо не вращается;
-
наружное кольцо не
вращается;
-
радиальная нагрузка
постоянна относительно наружного или внутреннего кольца.
Картина явления:
Причины:
Меры
по предупреждению:
-
при транспортировке двигателей,
генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть
зафиксирован на валу;
-
использовать виброизолирующие башмаки;
-
при вынужденном
нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически
вращаться (даже очень медленно),
чтобы равномерно распределить заложенную смазку,
которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями
элементов подшипников;
-
подшипник (отдельно или в составе
машины) должен быть извлечен из зоны вибрации.
|
Условия работы:
-
внутреннее
кольцо не вращается;
-
наружное кольцо не
вращается;
-
действует
радиальная нагрузка, вращающаяся относительно наружного или внутреннего
кольца.
Картина явления:
Причины:
Меры
по предупреждению:
-
при транспортировке двигателей,
генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть
зафиксирован на валу;
-
использовать виброизолирующие башмаки;
-
при вынужденном
нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически
вращаться (даже очень медленно),
чтобы равномерно распределить заложенную смазку,
которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями
элементов подшипников;
-
подшипник (отдельно или в составе
машины) должен быть извлечен из зоны вибрации;
-
применить надлежащую
смазку.
|
|
|
Случай 7 |
Случай 8 |
Условия работы:
-
вращается
внутреннее или наружное кольцо;
-
величина радиальной
нагрузки равна нулю или незначительна относительно осевой;
-
осевая нагрузка
постоянна.
Картина явления:
Причины:
Меры
по предупреждению:
|
Условия работы:
-
внутреннее
кольцо не вращается, наружное кольцо не вращается;
-
действует
изменяющаяся осевая нагрузка.
Картина явления:
-
равноудаленные
следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения;
-
следы смещены в
разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой
нагрузки, на наружной – с обратной стороны).
Причины:
Меры
по предупреждению:
|
|
|
Случай 9 |
Случай 10 |
Условия работы:
-
вращается
внутреннее кольцо, наружное кольцо не вращается;
-
осевой нагрузки нет;
-
радиальная нагрузка
постоянна относительно наружного кольца;
-
действительная ось
вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный
внутреннему зазору (несоосность, перекос).
Картина явления:
-
на внутреннем кольце
широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей
окружности;
-
на
наружном кольце следы качения расположены на двух диаметрально
противоположных участках дорожки качения.
Причины:
Меры
по предупреждению:
|
Условия работы:
-
вращается
наружное кольцо, внутреннее кольцо не вращается;
-
осевой
нагрузки нет;
-
радиальная нагрузка
постоянна относительно внутреннего кольца;
-
действительная ось
вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный
внутреннему зазору (несоосность, перекос).
Картина явления:
-
на
наружном кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки
качения по всей окружности;
-
на
внутреннем кольце следы качения расположены на двух диаметрально
противоположных участках дорожки качения.
Причины:
Меры
по предупреждению:
|
За дополнительной
информацией обращайтесь в офис.
|
Встроенные уплотнения подшипников SNR
Классы точности изготовления подшипников
Сепараторы подшипников SNR
Обозначения подшипников
Взаимозаменяемость подшипников ГОСТ - SNR
Номенклатура компонентов, подшипников,
подшипниковых узлов и сервисных продуктов SNR
Roulements (стандартная программа)
|