Нанотехнологии – одна из самых обсуждаемых тем, если речь идет о перспективах развития той или иной отрасли. Ведущие страны мира вступили в “нанотехнологическую” гонку, вкладывая миллиарды долларов, как в фундаментальные исследования, так и в прикладное применение нанокомпонентов. Уже через 10-20 лет применение нанотехнологий может просто перевернуть весь привычный для нас мир, дав знакомым предметам абсолютно новые свойства. Каковы же преимущества и опасности нанотехнологий, так ли уж грандиозны перспективы их применения, и что это даст, в частности, подшипниковой отрасли? Портал машиностроения
продолжает серию интервью с представителями
Дистрибьютора
NTN-SNR. На этот раз речь пойдет не только о самых “горячих” вопросах подшипниковой отрасли в России – качестве российских и импортных подшипников, экспорте и ближайших перспективах развития, но и о более отдаленной перспективе – о развитии нанотехнологий и о возможности их применения в производстве подшипников. Участники: Андрей Ильченко и Доржима Жапова. Вопросы
1. Многие потребители задают вопрос: “Какая марка подшипников самая лучшая?” Как определить какие подшипники лучше всех? 2. С какими вопросами приходится сталкиваться при реализации высококачественных зарубежных подшипников? 3. Многие производители подшипников (и не только подшипников) в качестве высоких показателей потребительских свойств своей продукции акцентируют внимание на том, что они поставляют свою продукцию для таких всемирно известных компаний как Daimler, Volkswagen, Siemens, Arcelor, Газпром и т.д. Что это реально означает, и как к таким заявлениям должен относиться потенциальный клиент? 4. В декабре 2007 года стало известно, что SKF инвестирует 235 млн. шведских крон ($38,529 млн.) в строительство российского завода по производству конических буксовых подшипниковых узлов. Как вы считаете, будет ли в ближайшее время открытие производств подшипников другими зарубежными компаниями? С какими проблемами придется столкнуться? И будут ли эти производства экспортно-направленными? 5. Мы обсудили ближайшую перспективу развития подшипниковой отрасли. А каковы долгосрочные прогнозы? 6. Сейчас очень модными становятся нанотехнологии, их применение будто бы дает огромные преимущества в самых различных отраслях промышленности. Считается, что нанотехнологии перевернут всю нашу жизнь. А как их можно использовать конкретно в подшипниковой отрасли? 7. Как Вы считаете, а что вообще может дать использование нанотехнологий — не только в подшипниковой отрасли, но и в других отраслях промышленности? 8. Нанотехнологии – очень интересная тема сама по себе, и она очень часто затрагивается, когда речь идет о перспективах развития той или иной отрасли. Какое направление в нанотехнологиях, с Вашей точки зрения, является наиболее интересным? 9. Какие страны сейчас играют значимую роль на рынке нанотехнологий? 10. Кто получит наибольший эффект от использования нанотехнологий? 11. А кто проиграет? 12. В России сейчас начинают выделяться большие государственные средства на исследования в этой области. И в связи с этим логично задать вопрос: “Нужны ли нанотехнологии в России?“ 13. Какие проблемы предстоит решить российским нанотехнологам? 14. За рубежом имеется масса примеров получения впечатляющих прибылей от вложений в нанотехнологии. Зарубежные инвесторы - даже те, кто испуган кризисом ликвидности, - почуяв вкус больших прибылей, начинают активно вкладывать свои деньги во все, что имеет хоть какое-то отношение к нанотехнологиям. Ожидается ли в ближайшее время такой же приток частных инвестиций в отечественную отрасль? 15. Можно ли уже сейчас частному инвестору в России вложить средства в нанотехнологии? Существуют ли такие проекты? И в чем реальные причины того, что частные инвесторы не идут в отрасль? 16. Любая технология имеет не только плюсы, но и минусы. По-вашему мнению, к каким же проблемам может привести распространение нанотехнологий? Ответы 1. Многие потребители задают вопрос: “Какая марка подшипников самая лучшая?” Как определить какие подшипники лучше всех? Отвечает Андрей Ильченко: - Все зависит от конкретных рабочих условий и требований. Поэтому для того чтобы понять “а что лучше?”, необходимо проводить технико-экономические расчеты и испытания. Конечно, такие мероприятия вызывают дополнительную “головную боль”, но без этого, к сожалению, не обойтись, в особенности, если Вы хотите подобрать оптимальное решение. Главное не то, КТО и ГДЕ производит подшипники (или иную продукцию), а какую ВЫГОДУ получит от применения потребитель. Важнейшим критерием при выборе клиентом тех или иных компонентов должно становиться отнюдь не рекламные заявления поставщиков, а цена владения (total cost of ownership) оборудования, в которое устанавливаются эти компоненты. Но в российских условиях рассчитать ее с большой точностью проблематично. 2. С какими вопросами приходится сталкиваться при реализации высококачественных зарубежных подшипников? Отвечает Андрей Ильченко: - Хочу заострить внимание на вопросе, который нередко задают наши клиенты, и я его считаю самым важным из всех: “Приобретены дорогие зарубежные подшипники. Их хотели использовать вместо российских или китайских, надеясь, что они будут более долговечнее. А они проработали столько же! Значит это подделка или брак! Либо реклама не соответствует действительности! Верните деньги!” В подавляющем большинстве случаев в том, что высококачественный зарубежный подшипник работает столько же, как и российский или китайский, виновато отнюдь не качество подшипника. Так как количество брака крайне незначительно. А если вы приобретаете подшипники по официальным каналам, то о подделке и речи быть не может. Тогда почему? Назову ряд причин, которые связаны непосредственно с ОБОРУДОВАНИЕМ клиента: недостатки конструирования: неточности в расчетах, нерациональная конструкция, пренебрежение стандартами, неправильное оформление конструкторской документации; неправильное изготовление: использование низкокачественных конструкционных материалов, нарушение технологии изготовления и сборки; неправильный монтаж; неправильная эксплуатация: работа за рамками дозволенных режимов (например: написано в документации допускаемая температура узлов до 100 градусов, а в реальности эксплуатируют при температуре 150 градусов), плохая диагностика, использование расходных материалов низкого качества или непредназначенных для работы в требуемых условиях.
Основные причины выхода из строя подшипников (без учета влияния качества подшипников и конструкции оборудования) Основным источником вышеперечисленного часто является отнюдь не низкая квалификация инженерно-технического и рабочего состава или нарушения трудовой дисциплины персоналом, а попытка предприятий необдуманно сэкономить на всём и вся: от рекрутинга и подготовки сотрудников до осознанного нарушения правил техники безопасности. Так или иначе, подобный подход приводит к плачевному результату. Причинно-следственная связь прослеживается на следующем примере: для снижения издержек прекратили подачу электроэнергии на часть вентиляторов в шахте, а через некоторое время произошел выброс метана и его взрыв, что повлекло за собой не только материальные потери, но и человеческие жертвы. Поэтому списывание возникших проблем на технические неполадки - в частности на поломку подшипников - далеко не всегда является объяснением истинной причины. В дополнение к сказанному я хотел бы порекомендовать следующее: во-первых, эксплуатировать подшипники в указанных производителем рамках, так как запас прочности у большинства выпускаемой продукции небольшой, что является результатом мировой тенденции по снижению различных видов издержек; во-вторых, стремиться проводить испытания в реальных условиях, а не только на стендах; в-третьих, при проектировании оборудования должны производиться точные расчеты и другие мероприятия, исключающие действия “на глазок”.
3. Многие производители подшипников (и не только подшипников) в качестве высоких показателей потребительских свойств своей продукции акцентируют внимание на том, что они поставляют свою продукцию для таких всемирно известных компаний как Daimler, Volkswagen, Siemens, Arcelor, Газпром и т.д. Что это реально означает, и как к таким заявлениям должен относиться потенциальный клиент? Отвечает Андрей Ильченко: - Информацию данного вида нужно воспринимать спокойно. Это ведь PR. С такими крупными потребителями работают многие поставщики. Поэтому многие из них и говорят о таком сотрудничестве, причем связывая его с бесспорным преимуществом своей продукции. Тут важнее понять, где применяется и какую роль играет поставляемая продукция у этих известных компаний. Одно дело, когда подшипники устанавливаются в вентиляторы для туалетных комнат или в тележки для перевозки багажа в аэропортах, совсем другое - когда подшипники работают в ответственных узлах автомобилей класса Mercedes или Porsche, на которых нередко перемещаются влиятельные и состоятельные персоны. 4. В декабре 2007 года стало известно, что SKF инвестирует 235 млн. шведских крон ($38,529 млн.) в строительство российского завода по производству конических буксовых подшипниковых узлов. Как вы считаете, будет ли в ближайшее время открытие производств подшипников другими зарубежными компаниями? С какими проблемами придется столкнуться? И будут ли эти производства экспортно-направленными? Отвечает Андрей Ильченко: - Подшипниковый рынок России, наравне с Китаем, Индией и Южной Америкой, является бурно развивающимся и сулящим определенную выгоду. Поэтому, если будут подготовлены условия, то и другие мировые производители подшипников пойдут на создание своих предприятий на территории Российской Федерации. Однако думаю, на производство по-настоящему высокотехнологической продукции (высокопрецизионные подшипники, мехатроника) не стоит рассчитывать по вполне понятным причинам. Вот некоторые из них: 1) несовершенство российского законодательства в области интеллектуальной собственности - возможно банальное пиратство технологий, а российские деловые партнеры не горят желанием брать какую-либо ответственность; 2) технологии могут попасть в руки российских военных - так или иначе, но высокотехнологические подшипники относятся к категории “двойного” назначения; 3) нет подготовленного персонала и какой-либо современной технологической базы - придется начинать с “нуля”, что приведет к дополнительным издержкам. Безусловно, близость к Западной Европе, которая является одним из основных мировых рынков сбыта с точки зрения создания большой добавленной стоимости, и высокий образовательный уровень граждан России, позволяющий значительно снизить издержки на подготовку квалифицированного персонала, выгодно отличают Россию от других развивающихся стран в плане локализации производств и экспортных возможностей. Однако есть ряд сдерживающих факторов, отрицательно влияющие на такой определяющий параметр для экспорта как себестоимость продукции. Назову только, как считаю, основные: 1) требуются значительные капиталовложения из-за особенностей климатических условий России и несовершенства систем коммуникаций, так как невозможно “просто” поставить металлический ангар и оборудование на голую землю, быстро подвести энергоресурсы, собрать персонал и начинать получать прибыль; 2) плохо развитая транспортная инфраструктура: в Европе готовую продукцию клиенту можно поставить в течение 2-3 дней, а в России, к сожалению, зачастую требуется целый месяц (по крайней мере, за разумные деньги), особенно если говорить о восточных регионах; 3) дорожающие местные энергоресурсы, стоимость которых стремительно приближается к общемировому уровню; 4) сложности в работе c таможней; 5) высокий уровень заработной платы по сравнению с Китаем или Вьетнамом - затруднительно найти в России желающих работать за 50-200 долларов в месяц. И все же, если вести речь о создании предприятий зарубежными компаниями, то наиболее выгодным (хотя бы на начальном этапе) для них будет являться открытие конструкторских и инжиниринговых центров. И вот почему. В Китае, Индии и Вьетнаме можно найти рабочих, однако там пока нет научных школ и образования соответствующего уровня, которые так необходимы для подготовки высококлассных специалистов. В Европе или США все это есть, однако уровень заработной платы там довольно высок, что негативным образом влияет на себестоимость, особенно учитывая тот факт, что интеллектуальная составляющая уже приближается к 50% от стоимости выпускаемой продукции. Кроме того, нередко на Западе инженерные школы пропагандируют необходимость отдавать предпочтение при проектировании стандартным “трафаретным” решениям, то есть прошедшие обучение специалисты должны мыслить одинаково и давать на поставленный вопрос примерно одинаковый ответ. Это довольно выгодно с точки зрения коммерческой эффективности - для их “взаимозаменяемости”: какого бы инженера не ставили на рабочее место, его действия не смогут оказать какого-либо негативного влияния на запланированную прибыль. Однако на высококонкурентных рынках, где для многих компаний существует жизненная необходимость в создании уникальных продуктов, которые невозможно было бы воспроизвести конкурентами, данный подход непригоден. В России осталась от СССР (а в ряде случаев получившее и дальнейшее развитие) одна из лучших в мире систем подготовки ИТР, особенно если говорить об индивидуальной подготовке специалистов для Военно-промышленного комплекса. В российских инженерных школах учат так, чтобы будущие инженеры могли создавать простые и надежные решения в условиях ограниченных ресурсов. К тому же переподготовка российских специалистов проходит легче. При относительно небольших зарплатах, достигающих в ряде российских представительств зарубежных машиностроительных компаний “всего” 1,5–3 тысячи евро в месяц, отечественный разработчик будет работать намного эффективнее, чем его западный коллега за 3-5 тысяч евро. Однако было бы все хорошо, если не одно “но”… Хотя в наш век Интернета и других глобальных телекоммуникаций появилась возможность создавать и управлять различными проектами, не выходя из офиса расположенного на другом конце света, однако практика показывает, что и “мозги”, и идеи постепенно будут утекать туда, где есть производство. Отвечает Доржима Жапова: - Для зарубежных отраслевых инвесторов Россия интересна по нескольким причинам: во-первых, динамично растущий рынок, потребности которого не перекрываются местными производствами; во-вторых, возможность не тратиться на большие преференции для наемных работников, снижать “экологические” и юридические издержки, что затруднительно сделать в США и Западной Европе из-за большого числа эффективно действующих профсоюзов и экологов, дорогостоящего юридического сопровождения; в-третьих, относительно “либеральные” налоговая и пенсионная системы; в-четвертых, готовность российских властей содействовать в создании производств, которые невозможно построить, используя только местные возможности.
Поэтому строительство заводов в России зарубежными компаниями, в том числе с участием российского капитала, продолжится. В особенности, если проекты SKF и Brenco (еще одна компания, намеревающаяся вложиться в строительство завода на территории России) по созданию производств железнодорожных подшипников окажутся успешными. Но не раньше, чем к 2010-2012 году. К тому времени, возможно, будут известны результаты деятельности новых заводов SKF и Brenco. Я не думаю, что конкуренты этих компаний захотят оставить потенциально выгодный российский рынок без боя. Помимо этого создается большое число автомобильных производств ведущими мировыми автопроизводителями, для которых тоже потребуются подшипники. Не малую роль в создании новых заводов зарубежными подшипниковыми компаниями сыграют вхождение России в ВТО и, возможно, связанные с этим изменения в Таможенном кодексе. 5. Мы обсудили ближайшую перспективу развития подшипниковой отрасли. А каковы долгосрочные прогнозы? Отвечает Андрей Ильченко: - Подшипниковая промышленность, как и все машиностроение в целом, все глубже уходит в область hi-tech. И начинает попадать под влияние царящих там тенденций и законов. Так, например, чем больше будет применяться электронных и микропроцессорных устройств, тем быстрее будет приближаться действие закона Мура (один из создателей высокотехнологичной компании Intel), гласящего, что каждые 18 месяцев должно происходить удвоение производительности микропроцессоров. На понятном для машиностроителей языке это означает: если вы не хотите чтобы вас “растоптали” конкуренты, то, как минимум, раз в полтора года должны увеличивать функциональный потенциал и производительность выпускаемых изделий в два раза, причем цена новой продукции должна оставаться примерно на том же уровне, что и у предыдущего поколения. В связи с этим машиностроители, возможно, будут вынуждены усовершенствовать свою продукцию, исходя из так называемой модели развития «тик-так», напоминающее колебание маятника, которую кратко можно описать следующим образом: каждые два года необходимо выводить на рынок принципиально новое поколение продукции (“тик”), а каждый промежуточный год – усовершенствовать старое (“так”). Модель развития микропроцессорных устройств «тик-так» фирмы Intel в будущем может быть принята компаниями высокотехнологичного машиностроения за основу развития своей продукции Хотя машиностроение в целом консервативно в развитии, но, так или иначе, гонка технологий нарастает. И выдержит ее отнюдь не всякий. Помимо постоянно увеличивающихся затрат на НИОКР и MG&A, растет необходимость больших вливаний в модернизацию производства. Если раньше для выпуска конкурентоспособной продукции можно было эксплуатировать оборудование лет 20 без существенной модернизации, то на современном этапе развития уже каждые 4 - 7 лет производственные линии требуют полного переоборудования. И сроки все время будут уменьшаться. Поэтому в подшипниковой отрасли четко выделятся три вида производителей: первые – те, кто способны иметь собственные высокотехнологичные производственные и НИОКР структуры; вторые – имеющие только подразделения НИОКР, отдающие производство изделий на аутсорсинг и/или зарабатывающие от продажи лицензий на свои разработки; третьи – только производственные мощности, работающие по аутсорсинг-контрактам.
Кроме того, для снижения производственных издержек и повышения конкурентоспособности ряд подшипниковых компаний пойдут если не на объединение, то на создание различных видов альянсов. Если же говорить о ближайшем десятилетии, то здесь намечается мехатронный “бум”, связанный с прекращением действия некоторых патентов на мехатронные подшипники. Но производителям-копиистам не стоит сильно радоваться, так как в открытый доступ уйдут морально и технически устаревшие технологии, что станет препятствием для создания продукции с большой добавленной стоимостью. 6. Сейчас очень модными становятся нанотехнологии, их применение будто бы дает огромные преимущества в самых различных отраслях промышленности. Считается, что нанотехнологии перевернут всю нашу жизнь. А как их можно использовать конкретно в подшипниковой отрасли? Отвечает Андрей Ильченко: - Хотя сейчас все большее распространение получают новые типы подшипников, такие как магнитные (а по существу электромагнитный подвес, разработанный в свое время для нужд ядерно-промышленного комплекса СССР), основной особенностью которых является возможность длительной работы на высоких скоростях вращения, но даже для таких прогрессивных систем требуются подшипники качения, хотя бы в качестве “страховочных”. Ведь приходится проводить профилактические работы, а оборудование просто нельзя останавливать, так как в противном случае нарушится весь технологический процесс. Однако подшипники качения очень серьезно проигрывают по такому параметру как коэффициент трения. Также предъявляются повышенные требования к эксплуатационным свойствам конструкционных материалов, из которых изготавливаются подшипники качения. И как раз здесь нанотехнологии очень бы пригодились. На сегодняшний день особый интерес нанотехнологии вызывают при создании набирающих популярность так называемых Solid-сепараторов. Solid-сепараторы изготавливаются из пористого материала, позволяющего накапливать внутри большое количество смазки, тем самым обеспечивая постоянное смазывание всех внутренних элементов подшипников. Таким образом, решается проблема “сухого” трения и увеличивается срок эксплуатации подшипников качения в десятки раз. В настоящее время использование таких сепараторов ограничено фактором скорости 500 тысяч. Использование же наноструктур позволит повысить как скоростные характеристики до фактора скорости 2 миллиона (за счет улучшение механических свойств), так и содержание смазки (за счет увеличения пористости). Это благоприятно отразится не только на долговечности, но и повлияет на расширение области применения подшипников с таким сепаратором: от горной техники и пищевого оборудования до авиационных двигателей и шпинделей обрабатывающих станков. Однако тут же предстоит решить еще одну задачу: эффект от применения с такими сепараторами существующих сегодня смазочных материалов будет невелик. Поэтому потребуется создание новых смазок - возможно тоже с нанокомпонентами. Развиваются технологии по нанесению покрытий из ультрадисперсных порошков на поверхности элементов подшипников с целью улучшения антифрикционных, антикоррозионных и антиэрозионных свойств, а также лучшего рассеивания тепла. Главной особенностью этих технологий является создание многослойных покрытий с комбинированными свойствами. Здесь находят свое применение и «новомодные» углеродные нанотрубки. Кроме того, различные легирующие элементы в нанодисперсном виде могут добавляться при производстве конструкционных материалов, что повышает эксплуатационные свойства последних. 7. Как Вы считаете, а что вообще может дать использование нанотехнологий — не только в подшипниковой отрасли, но и в других отраслях промышленности? Отвечает Андрей Ильченко: - Прежде всего, надо определиться, что такое нанотехнологии. Нередко на таком довольно “модном” слове, как нанотехнологии, просто спекулируют. “Настоящие” нанотехнологии – это все, что связано с объектами размером менее 100 нанометров. Для примера: толщина человеческого волоса составляет около 80 000 нанометров (1 мкм = 1 000 нм). Слово “нанотехнология” настолько “модное”, что используется даже в частных объявлениях Нанотехнологии позволяют создавать структуры с заданными свойствами и функциями из отдельных атомов и молекул. В настоящее время нанотехнологии, прежде всего, связаны с научно-исследовательскими разработками, а не с готовой продукцией. Продукция, которая выпускается на сегодняшний день, содержит не более чем НАНОКОМПОНЕНТЫ – отдельные элементы, созданные с использованием нанотехнологий. Потому что сборку каких-то сложных объектов – например: микропроцессоров для настольного ПК или подшипников для горной техники, - состоящих из миллиардов и триллионов атомов, при помощи отдельных частиц сейчас и в обозримом будущем проводить будет экономически не выгодно: продукты получатся крайне дорогими и потребителям ненужные. Использование нанотехнологий позволит: во-первых, расширить функциональные возможности всего и вся: от простейшего гвоздя до сложного биологического организма, такого как человек; во-вторых, значительно снизить количество неперерабатываемых производственных отходов, так как появится возможность “расщеплять” на частицы одни объекты и из них создавать совершенно другие, причем потери при этом будут минимальны (потерять парочку атомов или молекул – это совершенно не то же самое, что потерять полкилограмма); в-третьих, уменьшить потери при преобразованиях и транспортировке различных видов энергии.
Самым же важным результатом от внедрения нанотехнологий должно стать снижение зависимости от сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов. 8. Нанотехнологии – очень интересная тема сама по себе, и она очень часто затрагивается, когда речь идет о перспективах развития той или иной отрасли. Какое направление в нанотехнологиях, с Вашей точки зрения, является наиболее интересным? Отвечает Доржима Жапова: - С точки зрения быстрой реализации и относительно небольших капиталовложений – производство изделии из нанодисперсных порошков или в наноструктурном состоянии. В качестве примера можно привести нанофильтры, которые уже сейчас производятся в России, хотя и в небольших количествах. Если же говорить о долгосрочных перспективах, то наиболее интересны медицина, электроника и биотехнологии. 9. Какие страны сейчас играют значимую роль на рынке нанотехнологий? Отвечает Андрей Ильченко: - На рынке нанотехнологий существует несколько основных игроков: ЕВРОСОЮЗ, США, Южная Корея, Япония. Самый значимый из них США. Стремительно догоняет четверку лидеров Тайвань. 10. Кто получит наибольший эффект от использования нанотехнологий? Отвечает Андрей Ильченко: - Нанотехнологии позволяют создать продукт при ограниченных материальных ресурсах (буквально из ничего!). Поэтому самый заметный эффект получат страны лишенные богатых природных ресурсов, однако, имеющие большие финансовые и технологические возможности, такие как: Тайвань, Япония и Южная Корея. Потому в этих странах начали активно вкладывать в нанотехнологии. Только в 2004 году затраты на НИОКР составили в расчете на 1 жителя страны: на Тайване – $9.4, в Южной Корее – $5.62, в Японии – $6.30. И, конечно, здесь нельзя не упомянуть о США – самом главном импортере природных и энергетических ресурсов на планете. В 2008 году на нанотехнологии только в федеральном бюджете США в рамках Национальной Нанотехнологической Инициативы заложено более $1,4 млрд. Прогнозируемые правительственные инвестиции в нанотехнологии для ряда стран в период 2006-2010 годов 11. А кто проиграет? Отвечает Андрей Ильченко: - В основном государства делающие ставку на дешевую рабочую силу и сырье. <<Наверх Продолжение на следующей странице>> Обсуждение>> |