<< На главную страницу    << Новости    << Новости отрасли    Экспорт новостей отрасли (RSS)>>

|

К модернизации через очередное банкротство?

 

 

Новостная лента (RSS):

 

 

Дата публикации:  13/02/2011

  

В это не хотелось верить до последнего, однако это все же произошло: томский подшипниковый завод признан кредиторами вновь банкротом и, по всей видимости, его “песенка спета” окончательно. Но, как считают опрошенные нами эксперты, шансы сохранить единственное крупное за Уралом производство шарикоподшипников все же имеются, хотя и очень призрачные.

 

  

Шах и мат?

 

7 февраля прошло собрание кредиторов ЗАО “Томский подшипник” (г. Томск, СФО, Россия), на котором было принято решение направить в Арбитражный суд по Томской области ходатайство о введении на предприятии конкурсного производства. Кредиторы выступают за продажу имущества предприятия на торгах и назначения конкурсного управляющего. Иного варианта вернуть свои деньги они не видят. Общая сумма задолженности уже превысила 563 млн. рублей.

Из-за неоплаты поставленных энергоресурсов по заявлению ОАО "Томская энергосбытовая компания" еще в июле 2010 г. была введена процедура банкротства – наблюдение на срок шесть месяцев с продлением до 11 февраля 2011 года. Долг перед заявителем составил 5 млн. 862 тыс. рублей. Однако по сей момент проблема так и не решена окончательно. Энергетики намерены ограничить подачу электроэнергии.

 

Некогда крупнейший за Уралом завод шариковых подшипников вновь банкрот. Перед ЗАО “Томский подшипник”, созданным на базе обанкротившего ОАО “Ролтом” (бывшее ГПЗ-5), была поставлена цель: воссоздать производство подшипников. Но менеджмент и акционеры ЗАО “Томский подшипник” не смогли этого сделать. На предприятии вводится конкурсное производство. Кредиторы выступают за продажу имущества предприятия на торгах. Общая сумма долгов перевалила 563 млн. рублей. Вполне возможно, производственное предприятие окончательно прекратит свое существование 

 

Некогда крупнейший за Уралом завод шариковых подшипников вновь банкрот. Перед ЗАО “Томский подшипник”, созданным на базе обанкротившего ОАО “Ролтом” (бывшее ГПЗ-5), была поставлена цель: воссоздать производство подшипников. Но менеджмент и акционеры ЗАО “Томский подшипник” не смогли этого сделать. На предприятии вводится конкурсное производство. Кредиторы выступают за продажу имущества предприятия на торгах. Общая сумма долгов перевалила 563 млн. рублей. Вполне возможно, производственное предприятие окончательно прекратит свое существование 

 

Напомним, что “Томский подшипник”, принадлежащий московскому ООО “Проект ГПЗ” и кемеровскому ООО “Финист”, базируется на мощностях обанкротившегося ОАО “Ролтом” (бывшее ГПЗ-5). Из-за отсутствия у владельцев собственных средств и необходимости использования заемных, предприятие медленно и верно скатывалось в долговую яму. С 2008 г. менеджмент и акционеры не раз заявляли о плане модернизации на заводе, результатом которого должно было стать появление в Томске современного производства шарикоподшипников малой шумности для новых автосборочных предприятий и оборонного заказа. В рамках многомиллиардного инвестиционного проекта планировалось создать металлообрабатывающие и кузнечные цеха, оснащенные современнейшим оборудованием из Европы, США, Японии и Тайваня. Часть субпродукта (поковки) для дальнейшей переработки намечалось отправлять на небольшой завод по производству подшипников и конвейерных роликов для угольной промышленности в г. Прокопьевск (Кемеровская область), также принадлежащий фирмам “Финист” и “Проект ГПЗ”. Однако ударивший экономический кризис и отсутствие федеральных субсидий, на которые долговое время делалась ставка, довели ситуацию до критического состояния.

Предприятие встало. Начали расти долги перед поставщиками и банками. Возникли длительные задержки по выплате заработной платы. На заводе пытались тянуть время, перекредитоваться и препятствовать распродаже заложенного имущества. Руководители предприятия объяснили свою неэффективность происками китайских конкурентов мечтающих уничтожить российские заводы, непониманием российского правительства всех проблем подшипниковой отрасли и отсутствием доступа к бюджетным средствам.

В конце концов, недовольные рабочие вынуждены были летом-осенью 2010 г. дважды идти на крайнюю меру - голодовку. Из-за начавшейся политизации вопроса на помощь рабочим пришла областная администрация, выделившая для погашения всех долгов по зарплате кредит в размере 50 млн. рублей. Прошли массовые увольнения: из 700 человек значившихся летом 2010 г. в “Томском подшипнике” и его дочерних подразделений сегодня осталось чуть более 100 сотрудников. Задолженность перед рабочими составляет около 7 млн. рублей. После очередных неизбежных сокращений из-за банкротства она достигнет 10 млн. рублей.

 

  

Или есть надежда?

 

  

По мнению участников российского рынка подшипников, томский подшипниковый завод гипотетически реанимировать возможно – были бы средства и желание владельцев или кредиторов. Средства можно получить от продажи имущества предприятия оценивающегося в сумму свыше 1 млрд. рублей. Если грамотно провести торги и погасить все долги, шанс восстановить работоспособность завода в принципе есть. Причем речь может зайти и о закупке новых станков, то есть – о модернизации. Однако на повестке дня такой вопрос окажется лишь тогда, когда удастся получить в “сухом остатке” как минимум 150 млн. рублей и сохранить за заводом одно-два здания под производственные цеха.

Но до этого необходимо еще дожить. Продажа имущества способная закрыть все долги, по всей видимости, продлится до конца года, а при неблагоприятных условиях и дольше. Даже если удастся выручить достаточно средств на приобретение нового обрабатывающего оборудования, будут помещения и желание владельцев (кредиторов), то при возобновлении производства подшипников придется столкнуться с рядом очень серьезных препятствий.

Основные препятствия для возобновления производства подшипников на томском подшипниковом заводе при наличии средств* и желания владельцев (кредиторов)

 

Препятствие

1

Изменение конъюнктуры подшипникового рынка России. Усиление позиций зарубежных фирм - производителей

2

Недостаток дешевой квалифицированной рабочей силы в г. Томск для быстрого запуска производства

3

 Увеличение налогов и издержек на покупку энергоресурсов и материалов

4

Сложность получения банковских кредитов под незначительные проценты

 

* При наличии свободных 150 млн. рублей.

 

В прошлом году стало известно, что шведская SKF просчитывает возможность строительства в России завода автомобильных подшипников. Если создание такого предприятия окажется рентабельным, то, как считают аналитики, оно возникнет на российской земле уже до 2020 г. Фактически появится прямой конкурент многим российским подшипниковым заводам. Учитывая финансовый и технологический потенциал SKF, конкурент обещает быть крайне серьезным, способным свести к минимуму шансы российских производителей подшипников заработать на собирающихся в России автомобилях, построенных на зарубежных платформах.

Отрицательным фактором по-прежнему останется импорт дешевых подшипников простейших конструкций, в том числе и шариковых, произведенных в Китае и других странах Азии, обанкротивший очень большое число подшипниковых заводов в России. Если даже российское правительство продлит действие антидемпинговых пошлин на подшипники, поставляемые напрямую из Китая, то перекрыть каналы поставки, прикрываемые зарубежными фирмами - посредниками, выдающие китайские и индийские подшипники за европейские или японские, практически невозможно.

Немаловажную роль сыграет и отсутствие в Томске достаточного числа рабочих c нужной квалификацией. Запуск хотя бы усеченного производства подшипников потребует как минимум 100 подготовленных сотрудников. Если конвейер запустят, например, через пару лет, то большая часть нынешних и недавно уволенных сотрудников знакомых со спецификой работы уже к тому моменту либо найдет себе новое рабочее место, либо выйдет на пенсию. Возвращение их на предприятие, которое в прошлом не раз серьезно подводило, под большим сомнением. В тоже время в Томской области предприятий машиностроительной отрасли, способные выступить в качестве доноров квалифицированного персонала, не так много. Придется, вероятно, созывать и готовить персонал с нуля, а значит расходовать дополнительные деньги и время.
 
И это еще не говоря о возрастающей стоимости энергоресурсов и материалов, а также усилении налоговой нагрузки. По предварительной оценке, если бы завод продолжал функционировать на уровне 2008 г. и не увольнял персонал, то суммарно три эти составляющие в общих издержках только в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились бы минимум на 70%!

 

Поэтому без их минимизации путем внедрения прогрессивных технологий управления, металло- и энергосбережения в дальнейшем не обойтись. Иначе рентабельность производства составит максимум 3-5%, а достижение точки безубыточности растянется на длительное время. Но чтобы внедрить такие технологии на почти мертвом и древнем по современным меркам заводе потребуются куда более значительные усилия и средства, чем банальная покупка станков и наем сотрудников за небольшую оплату для работы в полуотапливаемых помещениях построенных десятилетия назад. Понадобится год-полтора интенсивной работы над этим вопросом, дополнительная сотня миллионов рублей и серьезная реконструкция зданий и коммуникаций. Отказаться полностью от заемных средств будет затруднительно. Банки, очевидно, не пожелают предоставлять льготные кредиты предприятию, имеющему плохую кредитную историю, лишенному значительных свободных средств и привлекательного для залога имущества.
 
В целом все говорит о том, что пора ставит крест на томском подшипниковом заводе как производственном предприятии. Но надеяться на возрождение очень хочется. В противном случае серийное производство шарикоподшипников за Уралом можно считать лишь строчками в истории российского машиностроения.

  

  

Справка

 

  

ЗАО “Томский подшипник” - акционерное общество было создано в 1999 г. в качестве дочернего предприятия ОАО “Ролтом”, появившееся в 1992 г. после акционирования ГПЗ-5, производившего с 1941 г. подшипники в основном шариковой группы. К 2006 г. ЗАО “Томский подшипник” выкуплено структурами близкими совладельцу кемеровской консалтинговой компании “Финист” Магазову С. В. и акционерам ОАО “Ролтом”. В настоящий момент ОАО “Ролтом” признано банкротом, его имущество распродается. Часть его имущества было продано или передано ЗАО “Томский подшипник”.

 

На предприятии выпускали подшипники качения под маркой “Ролтом”, роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для производства. Общее число сотрудников по состоянию на 1 февраля 2011 г. – 108 человек. Площадь занимаемого земельного участка составляет свыше 350 тыс. м2.

  

На предприятии в 2008 г. была объявлена реализация элемента инвестиционного проекта “Проект ГПЗ” по созданию на территории России подшипниковых предприятий мирового уровня.  Планировалось создать современное кузнечное и металлообрабатывающее производство по выпуску малошумных шариковых подшипников нового поколения. Но ухудшение экономической ситуации в стране и связанные с этим ужесточение кредитной политики многими банками и инвестиционными фондами остановили реализацию этого проекта.

  

Руководитель предприятия: Симакович Анатолий Михайлович.

  

Основными бенефициарами в 2010 г. выступали:

  

- Магазов Сергей Вильевич, генеральный директор ООО “Проект ГПЗ” (г. Москва) и директор ООО “Финист” (г. Кемерово);
- Савкин Павел Александрович, совладелец ООО “Финист” (г. Кемерово) и бывший акционер ОАО “Ролтом”;

 

Общая сумма задолжности предприятия: свыше 563 млн. рублей.


Основные кредиторы

Наименование кредитора

Сумма долга, руб.

ОАО “Ролтом”

Ок. 103 млн.

Кузбасский филиал “Углеметбанк”

Ок. 48 млн.

ООО “Форингс”

Ок. 22 млн.

ТФ ОАО “МДМ Банк”

Ок. 100 млн.

ОАО “Томскпромстройбанк”  Ок. 130 млн.
Фонд "ТНБФ "Томское созидание" Ок. 50 млн.

   

 

Другие новости по теме:
 

В решение проблем на томском подшипниковом заводе вмешалась политика 

 

«Проект ГПЗ» в г. Томск «накрывается медным тазом»? 

Нажимай! Читай! Подписывайся!

 

 


Использование текста и иллюстраций статей из раздела “Новости подшипниковой отрасли” возможно без согласования, но с обязательной обратной ссылкой на страницу с оригинальным материалом или сайт www.snr.com.ru

Любое цитирование и иное использование материалов из других разделов сайта возможно только со ссылкой на сайт snr.com.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2008, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта