<< На главную страницу    << Новости    << Новости отрасли    Экспорт новостей отрасли (RSS)>>

|

|

|

|

Отношения между “Харьковским подшипниковым заводом” и “Европейской подшипниковой корпорацией” обострились вновь?

 

 

Новостная лента (RSS):

 

 

Дата публикации:  24/04/2011

 

Как затруднить проникновение конкурента из-за рубежа на внутренний рынок страны? Один из вариантов – как можно быстрее зарегистрировать товарный знак принадлежащий конкуренту. По крайней мере, так, по мнению представителей “Украинской промышленной энергетической компании” (“ИГ УПЭК”), поступила российская “Европейская подшипниковая корпорация” (“ЕПК”).

По утверждению “УПЭК”, ООО “Торговый дом ЕПК” (“ТД ЕПК”) — единая сервисно-сбытовая структура в составе “ЕПК” — предприняло попытку регистрации в Российской Федерации товарного знака ХАРП, под которым производится и поставляется подшипниковая продукция ОАО “Харьковский подшипниковый завод” (АО “ХАРП”) входящего в состав ”УПЭК”. Основная цель такого, как считает “УПЭК”, “рейдерства” - дискредитация АО “ХАРП” как производителя и поставщика подшипниковой продукции на рынке России. Причем “ЕПК” уже не раз совершала действия направленные против продаж подшипников производства “ХАРП” на территории Российской Федерации, чаще всего, когда речь шла о поставках для ОАО “Российские железные дороги”("РЖД"). Более подробно об этом написано в соответствующем пресс-релизе на сайте “УПЭК”.

Однако достоверность информации о том, что крупнейший в России производитель подшипников рискнул своей репутацией и зарегистрировал товарный знак конкурента, вызывала у нас определенные сомнения. Когда речь идет о многомиллионных контрактах с государственными монополиями, возможны любые провокации. В частности и от тех, кто на первый взгляд выглядит как пострадавшая сторона. Поэтому мы решили разобраться в данном деле.

 

Торговая марка ХАРП (написание кириллицей) оказалась подвержена “рейдерскому захвату”  

   

Торговая марка ХАРП (написание кириллицей) оказалась подвержена “рейдерскому захвату”

   

Прежде всего, связались с “ИГ УПЭК”. Там почти сразу же показали крайне веский аргумент - копию заявки от ООО “Торговый дом ЕПК” (115088, г. Москва, ул. Новоостаповская д.5 стр.14) на регистрацию в Российской Федерации торговой марки ХАРП (написание кириллицей) в 7-ом и 35-ом классах 1) по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Это еще больше усилило наше желание по возможности поставить все точки на “i” и подробно рассказать о ситуации нашим читателям.

 

 

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

 

  

Нами была подготовлена хронология событий, напрямую связанных со сложившейся ситуацией. В основу легла информация, полученная из сообщений СМИ, пресс-служб компаний и собственных источников. Надеемся, что разобраться в отношениях между “Европейской подшипниковой корпорацией” и “Харьковским подшипниковым заводом” теперь будет намного проще.

1. В январе 2000 г. ОАО “Харьковский подшипниковый завод” (бывший “Государственный подшипниковый завод № 8” — “ГПЗ-8”) входит в состав “ИГ УПЭК”, начинается активное продвижение продукции под торговой маркой HARP (латинский вариант написания, на русском звучит как ХАРП).

2. Июль 2002 г. В Украине АО “ХАРП” подает заявку на регистрацию торговой марки HARP.

3. В августе 2004 г. ОАО “Харьковский подшипниковый завод” получает свидетельство на товарный знак HARP. К этому времени устанавливается четкая ассоциативная связь: ГПЗ-8 — Харьковский подшипниковый завод — HARP (в русском звучании ХАРП).

     

Cвидетельство на товарный знак HARP в Украине полученное ОАО “Харьковский подшипниковый завод” 

 

Предоставлено УПЭК

     

Cвидетельство на товарный знак HARP в Украине полученное ОАО “Харьковский подшипниковый завод”

 

4. Июнь 2008 г. Правительство Российской федерации утвердило "СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА".

Стратегия подразумевает закупку и глубокую модернизацию подвижного состава с исключением парков с истекшим сроком службы. В том числе организацию производства подвижного состава нового поколения:

 

- локомотивы и грузовые вагоны осевой нагрузкой 27 - 30 т.;
- строительство двухэтажных пассажирских вагонов;
- создание межрегионального пассажирского электропоезда, рассчитанного на скорость до 160 км/час, с асинхронным тяговым приводом;
- производство скоростных и высокоскоростных поездов и др.

 

Только, исходя из минимального уровня развития железнодорожного транспорта в России, потребность в обновление парка составит:

 

- локомотивов 21 753 ед.;
- грузовых вагонов 777.3 тыс. ед.;
- пассажирских вагонов 21 854 ед.;
- моторвагонов 21 502 ед.

 

Как считают аналитики, проводимая модернизация приведет к потреблению буксовых подшипниковых узлов предприятиями российской железнодорожной отрасли объемом свыше 300 тыс. узлов в год, в том числе на подшипники нового поколения. По оценке некоммерческой организации “Межреспубликанский Концерн “Подшипник” рынок РФ в сегменте буксовых подшипников для российских железных дорог достигает 6 миллиардов рублей при ежегодном прогнозируемом росте на 10% .

5. В октябре 2008 г. “Харьковский подшипниковый завод” как поставщик возвращается на железные дороги России. “Харьковский подшипниковый завод” предлагает ОАО “Российские железные дороги” лучшее ценовое предложение, чем конкурирующая “Европейская подшипниковая корпорация” (почти на 15 процентов ниже).

Основные причины:

 

- “ЕПК” в своих переговорах с “РЖД” не только ни шла на снижение цен, а пыталась даже их повысить для компенсации снижения объема потребления и сохранения высокой доходности, при этом себестоимость продукции “ЕПК” примерно равнялась украинской и была даже ниже (подшипники с казахского завода в г. Степногорск);

 

- “Европейская подшипниковая корпорация” считала, что без них “Российским железным дорогам” в любом случае не справиться;

 

- но как раз фактор снижения объема потребления в кризис и реализованная АО “ХАРП” программа по развитию производства железнодорожных подшипников позволили выйти на объемы производства удовлетворяющие потребности “РЖД”.

 

6. Декабрь 2008 г. “ИГ УПЭК” сообщает, что входящий в ее состав ОАО “Харьковский подшипниковый завод” готовится перевести производство железнодорожных подшипников на круглосуточный режим работы: данное направление с января будущего года будет работать в трехсменном режиме, включая выходные дни, по скользящему графику. Предварительный пакет заказов на 2009 год по изготовлению подшипников для железных дорог стран СНГ (в том числе и России) полностью сформирован и требует значительного увеличения производства.


"Харьковский подшипниковый завод" в конце 2008 г. перевел производство железнодорожных подшипников на круглосуточный режим работы

 

Фото: УПЭК

 

На фотографии: токарная обработка колец железнодорожных подшипников в ЦТО (цех токарной обработки)

    

"Харьковский подшипниковый завод" в конце 2008 г. перевел производство железнодорожных подшипников на круглосуточный режим работы

  

7. С начала 2009 г. на предприятиях “ЕПК” из-за сокращения заказов, в том числе и от “РЖД”, начинаются сокращения персонала.

8. С января 2009 г. бенефициар “Европейской подшипниковой корпорации”, член партии “Единая Россия”, депутат Госдумы РФ Олег Владимирович Савченко начинает кампанию против “УПЭК” с использованием административных ресурсов:

- инициирует выпуск поручения четырем профильным думским комитетам разобраться с ситуацией, которая возникла на ряде российских предприятий по выпуску шарикоподшипников;
- призывает Федеральную антимонопольную службу России и комитету Госдумы по безопасности проверить схемы поставок продукции украинских конкурентов.

Перераспределение поставок ОАО “РЖД” в пользу украинского предприятия, как считает господин Савченко, может привести к серьезным проблемам во всей подшипниковой отрасли России. Кроме того, это идет вразрез с поручением премьер-министра расходовать средства естественных монополий на закупку продукции исключительно отечественного производства.

В известность поставлен Владимир Путин, председатель партии “Единая Россия” и российского правительства.

9. В феврале 2009 г. “Европейская подшипниковая корпорация” заявляет о завершающей стадии создания совместного с американской компанией “Brenco” предприятия по производству буксовых подшипникового нового поколения типа TBU в г. Саратов. Тем самым “ЕПК” окончательно призналась в том, что прекращает собственные разработки в этом направлении и полностью свертывает выпуск данной номенклатуры на “Волжском подшипниковом заводе”.

10. Март 2009 г. Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин отвечает Владимиру Путину по поводу обращения, ранее сделанного Олегом Савченко. Господин Якунин сообщил, что не российские предприятия “Европейской подшипниковой корпорации”, как утверждал первоначально господин Савченко, являются основными поставщиками вагонных подшипников “РЖД”, а завод в Казахстане. По мнению Владимира Якунина, кампания, развернутая Олегом Савченко в Госдуме, направлена исключительно на удовлетворение частных предпринимательских интересов владельцев “ЕПК”.

 

Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин ответил Владимиру Путину на обращение бенефициара “Европейской подшипниковой корпорации”: “…есть все основания полагать, что кампания, развернутая Савченко О.В. в Государственной думе, направлена исключительно на удовлетворение частных предпринимательских интересов владельцев холдинга ОАО “ЕПК”

  

Фото: ЕПК
 
На фотографии: Владимира Путина и главу ОАО “РЖД” Владимира Якунина знакомят с продукцией “ЕПК” на выставке “Локомотивостроение-2005”

  

Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин ответил Владимиру Путину на обращение бенефициара “Европейской подшипниковой корпорации”: “…есть все основания полагать, что кампания, развернутая Савченко О.В. в Государственной думе, направлена исключительно на удовлетворение частных предпринимательских интересов владельцев холдинга ОАО “ЕПК”

   

11. В апреле 2009 г. ООО “Торговый дом ЕПК” подает заявку на регистрацию торговой марки ХАРП (написание кириллицей) в 7-ом и 35-ом классах по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Вероятно, “ЕПК”, таким образом, пытается затруднить распространение продукции АО “ХАРП” на территории России.

12. Май 2009 г. Президент “Индустриальной группы УПЭК” Анатолий Гиршфельд заявил о намерении его компании открыть в Белгородской области сборочное производство подшипников для подвижного состава железных дорог. Как считают эксперты, “УПЭК” вынуждена пойти на такой шаг, чтобы защитить себя от действий конкурентов и возможного протекционизма со стороны российского правительства.

13. Июнь 2009 г. “Европейская подшипниковая корпорация” и “Brenco” в г. Саратов запускают первую очередь производства подшипников типа TBU. 51% предприятия ООО "ЕПК - Бренко Подшипниковая Компания" принадлежит американской стороне.

 

14. В июле 2009 г. Департамент экономического развития администрации Белгородской области и “ИГ УПЭК” подписывают протокол о взаимодействии и сотрудничестве. Документ предусматривает создание на территории области производства железнодорожных подшипников, включающего в себя технологические операции термообработки, твёрдого точения, шлифования. Началось строительство производственных мощностей в промышленном узле у станции Котёл в Старооскольском районе. В Белгородской области зарегистрировано ОАО “Оскольский подшипниковый завод ХАРП”.

15. Сентябрь 2009 г. ОАО “Харьковский подшипниковый завод” подает заявку на регистрацию товарного знака HARP (написание латиницей) в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации.

16. В сентябре уже следующего 2010 г. АО “ХАРП” получает «Предварительное решение экспертизы о возможном отказе в регистрации». Причина — более ранняя заявка “ТД ЕПК”, поданная в 2009 г.

17. Октябрь 2010 года. АО “ХАРП” подготовило и направило ответ на решение экспертизы с изложением доводов в свою пользу.

18. Январь 2011 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации приняла решение о регистрации товарного знака HARP (написание латиницей) на имя АО “ХАРП”. “ТД ЕПК” в регистрации товарного знака ХАРП (написание кириллицей) получило отказ.

 

Решение о государственной регистрации товарного знака HARP в России полученное ОАО “Харьковский подшипниковый завод”   

  

Решение о государственной регистрации товарного знака HARP полученное ОАО “Харьковский подшипниковый завод”  в России

 

Предоставлено УПЭК 

 

Решение о государственной регистрации товарного знака HARP полученное ОАО “Харьковский подшипниковый завод”  в России

  

АО “ХАРП” в Украине подает заявку на регистрацию торгового знака ХАРП (кириллицей), на основе которой планируется осуществлять и международную регистрацию.

“УПЭК” в адрес руководства “Европейской подшипниковой корпорации” и “Торгового дома ЕПК” отправляет официальные запросы с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию. Однако они остались без ответа.

19. В настоящий момент “ИГ УПЭК” рассматривает возможность судебного иска против “ЕПК”.

 

 

«… А ЧЕМ МЫ ХУЖЕ?»

 


Возникает логичный вопрос: почему же украинский производитель подшипников сразу не зарегистрировал торговую марку в двух вариантах написания (латиницей и кириллицей)? Тогда бы удалось избежать некоторых действий со стороны конкурента. Вот что нам рассказал Вячеслав Юров, Директор железнодорожного дивизиона "УПЭК", Председатель Наблюдательного Совета ОАО "Харьковский подшипниковый завод".

 

Вячеслав Юров, Директор железнодорожного дивизиона "УПЭК", Председатель Наблюдательного Совета ОАО "Харьковский подшипниковый завод"  

  

Фото: УПЭК 

 

Вячеслав Юров,

Директор железнодорожного дивизиона "УПЭК", Председатель Наблюдательного Совета ОАО "Харьковский подшипниковый завод" 

 

- Почему АО “ХАРП” изначально сосредоточилась лишь на торговой марке HARP (латиницей)? Почему ХАРП (кириллицей) сразу не зарегистрировали?

– Начало двухтысячных. Все делалось на перспективу. Мы начали задумываться о присутствии на глобальном рынке. В то время на постсоветском рынке все большую активность проявляли SKF, FAG, SNR и другие глобальные компании. К тому же была мода на все иностранное. И мы решили: “А чем мы хуже?”

- У некоторых опрошенных нами аналитиков сложилось мнение, что связано это было с националистической ситуацией в Украине, когда у власти стояли сторонники "оранжевой революции". Русский язык тогда был не в моде.

- ХАРП що на державнiй мовi, що на росiйськiй 2) звучит и пишется одинаково. А решение принималось гораздо раньше того политического противостояния.

 

 

«ВЕРОЯТНО, ПРИЧИНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО В КОРПОРАЦИИ НЕТ ВНЯТНОЙ И ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ВСЕГО ПЕРСОНАЛА СТРАТЕГИИ...»

 

 

К сожалению, нам не удалось получить комментарий у официальных лиц “Европейской подшипниковой корпорации”. Однако источник близкий к управлению “ЕПК”, ознакомившийся с копией заявки от “ТД ЕПК” на регистрацию товарного знака ХАРП, поведал следующее:

“Удивлен таким неджентльменским ходом “ЕПК”. Наличие такого документа, который показали мне, поразило. Трудно сказать, кто был инициатором затеи. У “ЕПК” натянутые отношения с “УПЭК”, которая в 2008 году перехватила большой контракт с “РЖД”. Очевидно корни в этом.

Вероятно, причина заключается в том, что в корпорации нет внятной и понятной для всего персонала стратегии
3). То же самое касается и тактики. Есть определенный вакуум между топ-менеджерами и менеджерами среднего звена. Дела в управлении корпорации обстоят так, что их можно описать следующим образом: утром проснулся, ударила молния в голову - вот так и будем делать сегодня, а завтра - по-другому. Но в 2009 году из-за кризиса очень многих сократили и виновных мне сейчас трудно определить.

Хотя практически все важные решения принимаются с оглядкой на владельцев. Поэтому сомнительно, что “верхи” не предупреждались, в том числе и владельцы. Тот же самый Москаленко из “Ассоциации производителей подшипников России”
4). Если же приказ был спущен в “низ”, то с большой доли вероятности он нигде не был задокументирован.

Немного странно и то, что украинцы не подали в суд на “ЕПК”. С другой стороны понять их можно. Под Белгородом строят завод, вкладывают деньги. Они серьезно нацелились на российские железные дороги. Судебные разбирательства тут могут больше помешать, чем дать преимуществ”.

 

 

ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

 

 
Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, к сожалению, ни один аналитик рынка не берется, так как очень много “тонких” моментов и все важные решения практически всегда принимаются за закрытыми дверями. На кону очень значительные средства, которые выделяются на модернизацию российских железных дорог, а большие деньги любят тишину.

Как заметил один из аналитиков, “мы можем только запастись попкорном и смотреть, как фирмы олигархов 5) пытаются урвать себе кусочек побольше со стола питаемых из федерального бюджета российских госкорпораций”.

  

  

Примечание

 

  

1) Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) предназначена для регистрации товарных знаков. МКТУ делят на 45 классов: с 1 по 34 классы составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги.

  

Класс 7:

 

- машины и станки;
- двигатели (за исключением предназначенных для наземных транспортных средств);
соединения и элементы передач (за исключением предназначенных для наземных
транспортных средств);
- сельскохозяйственные орудия, иные чем орудия с ручным управлением;
- инкубаторы.

  

Класс 35:

- реклама;
- менеджмент в сфере бизнеса;
- административная деятельность в сфере бизнеса;
- офисная служба.

  

2) ХАРП – что на украинском языке, что на русском.

  

3) К одному из таких примеров непонимания, возможно, относится написанное в апреле 2009 г. письмо в «Союз рабочих Москвы» от Михеева И.Н, электромонтера ОАО “Московский подшипник” (бывший "ГПЗ-1"), входящего в состав “ЕПК”. В этом письме рабочий обвиняет “ЕПК” в развале своего завода, готовящейся его ликвидации с превращением в торгово-развлекательный центр и массовых увольнениях.

  

4) ”Ассоциация производителей подшипников России” появилась в 2001 г. по инициативе “Европейской подшипниковой корпорации”. Ее нынешний председатель - Александр Викторович Москаленко. Считается бенефициаром “Европейской подшипниковой корпорации”. Как утверждают источники знакомые с положением дел на “ЕПК”, он фактически управляющий корпорации, так как занимается почти всеми ключевыми вопросам, особенно по железнодорожной тематике, где контролирует даже мелочи, вплоть до решения по отгрузкам. Помимо того господин Москаленко возглавляет московское представительство Чукотского автономного округа и де-факто является одним из помощников губернатора этого региона. Член партии “Единая Россия”.

5) Украинский деловой журнал “Фокус” оценил состояние президента “УПЭК” Анатолия Гиршфельда в 201,1 млн. долларов и поставил его на 75-е место в списке богатейших украинцев.

По версии российского делового журнала “Финанс” состояние Олега Савченко оценивается в 230 млн. долларов (380 место среди самых богатых россиян), а его партнера Александра Москаленко - 180 млн. долларов (451 место).

  

 

Другие новости по теме:
 

В Старом Осколе скоро будет запущена первая очередь нового завода ХАРП

  

Производству подшипников ХАРП на российской земле быть! Подробности 

  

У “ЕПК” дела идут все хуже? Сотрудникам пора упаковывать свои вещи? И кто виноват во всем этом?

Нажимай! Читай! Подписывайся!

 

 


Использование текста и иллюстраций статей из раздела “Новости подшипниковой отрасли” возможно без согласования, но с обязательной обратной ссылкой на страницу с оригинальным материалом или сайт www.snr.com.ru

Любое цитирование и иное использование материалов из других разделов сайта возможно только со ссылкой на сайт snr.com.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2008, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта