<< На главную страницу    << Индустриальная продукция

| Конические роликовые подшипники NTN

 

 

Смотрите также:

 

 

 

 

Содержание

  

 

Введение

1. Основные типы конических роликоподшипников согласно стандартов ABMA и NTN

2. Выбор типа подшипника

3. Некоторые особенности конструкции конического роликового подшипника

4. Основные размеры и классы точности конических роликовых подшипников

5. Конструкционные материалы

6. Обозначение конических роликовых подшипников NTN

7. Однорядные конические роликовые подшипники

8. Двухрядные конические роликовые подшипники

9. Четырехрядные конические роликоподшипники

10. Упорные конические роликоподшипники

11. Упорные подшипники усиленные для нажимных механизмов (нажимных винтов) прокатных станов

12. Буксовые подшипники кассетного типа для железнодорожного транспорта

13. Подшипники ступиц колес (ступичные подшипники)
 
14. Каталоги

15. Дополнительная информация

    

  

7. Однорядные конические роликовые подшипники

 

  

Однорядный конический роликовый подшипник (рисунок 7.1) – основной и самый распространенный тип конических подшипников. Он состоит из внутреннего кольца с роликами и сепаратора в сборе, и наружного кольца. Может нести радиальную и одностороннюю осевую нагрузку, выдерживать ударные нагрузки. Широко используется в автомобилестроении и промышленности.

 

Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник

 

Рисунок 7.1 - Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник (показана линия действия нагрузки)

 

Обычно подшипник этого типа устанавливается в паре с другим таким же подшипником. В зависимости от назначения и режима работы они сопрягаются (рисунок 7.2):

 

- по схеме О (линии действия нагрузки расходятся на оси вращения подшипника) - при действии большой осевой и радиальной нагрузки, опрокидывающих моментов, колебании температур, значительном расстоянии между опорами;
 

- по схеме X (линии действия нагрузки сходятся на оси вращения подшипника)  - при действии большой осевой нагрузки, если погрешность при монтаже может быть сведена к минимуму, когда требуется регулировка осевого зазора наружным кольцами подшипников.

 

Схемы установки однорядных конических роликоподшипников (показаны оси вращения роликов)

 

Рисунок 7.2 - Схемы установки однорядных радиально-упорных конических роликоподшипников

  

В узлах, в которых преобладают радиальные нагрузки, применяются подшипники с углом контакта 10-17⁰, а при повышенных осевых нагрузках 17-32⁰. По специальному заказу могут выпускаться подшипники с углом контакта 32-36⁰ или 36-45⁰, способные воспринимать еще бóльшие осевые усилия.

 

Таблица 7.1 - Основные углы контакта однорядных радиально-упорных конических роликовых подшипников NTN*

 

Угол контакта

10 … 17º

17 … 24º  

24 … 32º

Допускаемая осевая нагрузка Fa   

 до 0.7 Fr **

до 1.1 Fr

до 1.6 Fr

Обозначение

B***

С

D

Пример обозначения

4T-30308

4T-30308C

4T-30308D

 

* Для справки.

** Fr – неиспользованная допустимая радиальная нагрузка.

*** Обычно не используется в маркировке подшипника, так как угол контакта считается стандартным.

 

Некоторые крупногабаритные однорядные конические роликоподшипники поставляются с полыми роликами и сепараторами с осями (подшипники обозначаются суффиксом G2, например: H961649/H961610G2). Это позволяет комплектовать подшипники бóльшим количеством роликов, что повышает их грузоподъемность.

 

Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник с полыми роликами и сепаратором с осями

 

Рисунок 7.3 - Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник с полыми роликами и сепаратором с осями

  

NTN по заказу выпускает однорядные конические роликоподшипники с фланцем на наружном кольце (рисунок 7.4). Такая конструкция облегчает установку подшипника в корпус со сквозным отверстием и на вал, при этом вероятность перекосов сводится к минимуму. Применяются в металлорежущих станках, автомобильных трансмиссиях и узлах машин с ограниченными габаритами.

 

Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник с фланцем на наружном кольце

 

Рисунок 7.4 - Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник с фланцем на наружном кольце

 

Значительная часть однорядных конических роликоподшипников изготавливается с применением технологий 4-TOP и ET. Однако ряд подшипников метрической размерности с целью снижения стоимости проходят лишь объемную закалку и поэтому не обладают высокой стойкостью к ударным нагрузкам. На рынок также поставляются подшипники, произведенные с использованием технологий нового поколения: AS (Austenite Strengthening), FA (Fine Austenite Strengthening), ECO - Top.

 

Понимая, что стандартные подшипники в отдельных случаях могут не удовлетворять особым требованиям клиентов к эксплуатационному качеству и характеристикам, NTN по заказу производит специализированные однорядные конических роликовых подшипников адаптированные под определенные условия эксплуатации. Среди них:
 
- High Capacity Tapered Roller Bearings – конические роликоподшипники повышенной грузоподъемности;
- Super-High Capacity Tapered Roller Bearings – конические роликоподшипники сверхбольшой грузоподъемности;
- High-Rigidity and Super Low Torque Tapered Roller Bearings – конические роликоподшипники, обеспечивающие высокую жесткость и низкое трение;
- Micro HL Tapered Roller Bearings - конические роликоподшипники для работы в условиях недостаточного смазывания;
- Precision Tapered Roller Bearings – высокопрецизионные конические роликоподшипники.

  

Таблица 7.2 - Некоторые специализированные однорядные конические роликовые подшипники NTN

 

Тип

Особенности

Возможные области применения

High Capacity Tapered Roller Bearings

(повышенной грузоподъемности)

Подшипники с большим числом роликов, c штампованным сепаратором увеличенного диаметра, центрируемым по наружному кольцу.

Динамическая грузоподъемность по сравнению со стандартными подшипниками увеличена до 10%. Статическая грузоподъемность - до 15%.

Жесткость по сравнению с обычными подшипниками увеличена до 10%. 

Максимальный расчетный срок службы по сравнению с обычными подшипниками увеличен до 35%.

Способны заменить более габаритные и массивные обычные подшипники при сохранении того же ресурса.

 Автомобильные коробки передач, редукторы и т.д.

Super-High Capacity Tapered Roller Bearings

(сверхбольшой грузоподъемности)

Подшипники сверхвысокой грузоподъемности с увеличенными по размерам и количеству роликами, с центрируемым по наружному кольцу сепаратором специальной конструкции из полифенил-сульфида.

Динамическая грузоподъемность по сравнению со стандартными подшипниками увеличена до мин.15%. Статическая грузоподъемность - до мин. 20%.

Жесткость по сравнению с обычными подшипниками увеличена до 14%.

Максимальный расчетный срок службы по сравнению с обычными подшипниками увеличен до 60%

Способны заменить более габаритные и массивные обычные подшипники при сохранении того же ресурса.

 Автомобильные коробки передач, редукторы и т.д.

High-Rigidity and Super Low Torque Tapered Roller Bearings

(обеспечивающие высокую жесткость и уменьшенный момент вращения)

High Capacity Tapered Roller Bearings изготовленные по технологии FA, со штампованным сепаратором специальной конструкции. Момент вращения по сравнению со стандартными подшипниками уменьшен до 50%.

Способны заменить более габаритные и массивные обычные подшипники при сохранении того же ресурса.

Автомобильные коробки передач, редукторы и т.д.

Micro HL (High-Lubrication) Tapered Roller Bearings

На поверхности роликов специальным методом суперфинишной обработки формируется поверхность с микровпадинами, которые удерживают смазку. Предназначены для работы в условиях недостаточной смазки.

Автомобильные трансмиссии

Precision Tapered Roller Bearings

(высокопрецизионные)

Подшипники, выпускающиеся по классам точности P5, P4 и UP, а также с точностью заданной ТЗ заказчика. Поставляются в основном с сепаратором из штампованной стали.

Существуют высокоскоростные варианты – с быстроходностью до 1.25 млн.  n x dcp*. Обладают неметаллическим сепаратором специальной конструкции, модифицированной конструкцией колец и роликами из керамики. Оптимальны для использования со струйной смазкой. Производятся исключительно по специальным заказам.

Шпиндели и коробки передач обрабатывающих станков и машин.

* n x dcp – фактор скорости,

где n – скорость вращения, об/мин;

dcp – средний диаметр (среднеарифметическое значение между внутренним и наружным диаметром подшипника), мм.

 

В тех случаях, когда грузоподъемности одного однорядного подшипника недостаточно или требуется двухсторонняя осевая фиксация вала, NTN предлагает воспользоваться спаренными коническими роликоподшипниками. Они представляют собой комплекты из согласованных друг с другом двух однорядных подшипников с заданным осевым зазором и дистанционных колец, обработанных по требуемым размерам и допускам. Производятся по специальным заказам.

 

Спаренные подшипники поставляются собранные  по схемам:

 

- DB (double back, back-to-back)  - согласованны по О - образной схеме (линии действия нагрузки расходятся на оси вращения подшипников), дистанционные кольца расположены между двумя внутренними кольцами и между двумя наружными кольцами (рисунок 7.5);

- DF (double face, face-to-face) - согласованны по X - образной схеме (линии действия нагрузки сходятся на оси вращения подшипников), дистанционные кольца расположены между двумя наружными кольцами,

- DT (double tandem, tandem) - согласованны по схеме “тандем” (линии действия нагрузки параллельны друг другу), дистанционные кольца расположены между двумя внутренними кольцами и между двумя наружными кольцами.

 

В основном применяются в шпинделях металлообрабатывающих станков и автомобильных трансмиссиях.  

 

Спаренные однорядные конические роликоподшипники (по схеме О)

 

Рисунок 7.5 - Спаренные однорядные конические роликоподшипники (по схеме DB)

 

При установке и эксплуатации подшипников необходимо помнить, что однорядные  и  согласованные по X-схеме конические роликоподшипники могут компенсировать перекос внутреннего кольца по отношению к наружному в пределах лишь 0.0005 рад (1'43"), а согласованные по O-cхеме – до 0.001 рад (3'26"). Если отклонение от соосности превышает эти величины, то это может сказаться на эксплуатационных характеристиках и долговечности подшипников. Поэтому соосность колец должна строго контролироваться.

  

Отклонение от соосности

  

Рисунок 7.6 - Отклонение от соосности

   

Однорядные радиально-упорные конические роликовые подшипники NTN выпускаются с диаметром внутреннего отверстия:

- дюймовой размерности: от 12.700  мм до 1 270 мм;
- метрической размерности: от 15 до 850 мм.

  

<<Наверх

  

   

8. Двухрядные конические роликовые подшипники

 

  

Такие подшипники имеют два комплекта роликов с сепараторами, одно двухрядное и два однорядных кольца, и в ряде случаев дистанционное кольцо для создания осевого зазора требуемой величины. Они способны воспринимать большую радиальную и двухстороннюю осевую нагрузку, имеют достаточно жесткую конструкцию. Могут осуществлять двухстороннюю осевую фиксацию вала с заданным осевым зазором или предварительным натягом.

 

Применение двухрядных конических роликовых подшипников в подшипниковых узлах позволяет увеличить жесткость вала (особенно это важно при значительных расстояниях между опорами) и действующие нагрузки (в том числе и осевые), обеспечивая точную осевую фиксацию вала или возможность его температурного расширения

Рисунок 8.1 - Применение двухрядных конических роликовых подшипников позволяет увеличить жесткость вала (особенно это необходимо при значительных расстояниях между опорами) и действующие нагрузки (в том числе и осевые), обеспечивая точную осевую фиксацию вала или возможность его температурного расширения

 

Выбираются в качестве альтернативы другим подшипникам, когда требуется высокая грузоподъемность, жесткость, стойкость к ударам и вибрациям, простота установки. Например, заменяют:

 

- однорядные конические роликоподшипники в случае действия значительных комбинированных (радиальных и осевых) нагрузок, ударных нагрузок и вибраций, для обеспечения двухсторонней осевой фиксации вала и повышенной жесткости;
- двухрядные радиально-упорные шариковые подшипники в случае действия значительных комбинированных (радиальных и осевых) нагрузок, ударных нагрузок и вибраций, для обеспечения повышенной жесткости;
- упорные роликовые подшипники в тяжелонагруженных узлах работающих на повышенных скоростях.

 

Таблица 8.1 - Сравнение двухрядных радиально-упорных конических роликовых подшипников с некоторыми другими типами подшипников

 

Тип подшипника



Двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник



Однорядный радиально-упорный конический роликовый подшипник



Упорный роликовый подшипник



Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник

Воспринимаемая нагрузка

Радиальная,
двухсторонняя осевая,
комбинированная

Радиальная,
односторонняя осевая,
комбинированная

Односторонняя осевая

Радиальная,
двухсторонняя осевая,
комбинированная

Быстроходность*, n x dcp 

до 450 000

до 400 000

до 200 000

до 350 000

Высокая точность вращения

+**

+

o

+

Малошумность

+

+

o

+

Низкое трение

+

+

o

+

Высокая жесткость

++

++

++

+++

Стойкость к вибрациям и ударам

o

+

++

++

Компенсация перекосов

x

o

x

o

Использование в качестве плавающего подшипника

+
Перемещение по внутреннему или наружному кольцу

x

x

o
Перемещение по внутреннему или наружному кольцу

Использование в качестве фиксирующего подшипника

+
Фиксация в осевом направлении в обе стороны

+++
Фиксация в осевом направлении только в одну сторону

++
Фиксация в осевом направлении только в одну сторону

+++
Фиксация в осевом направлении в
обе стороны

 

* n x dcp – фактор скорости,

где n – скорость вращения, об/мин;

dcp – средний диаметр (среднеарифметическое значение между внутренним и наружным диаметром подшипника), мм.

**  +++ - отлично, ++ - хорошо, + - удовлетворительно, o - плохо, x - непригодно.

 

NTN производит два типа двухрядных конических роликовых подшипников:

 

- тип CRI - имеющие одно двухрядное наружное кольцо и два внутренних кольца с комплектом роликов и сепаратором на каждом, собранные по O-образной схеме (линии действия нагрузки расходятся в центре подшипника);
- тип CRD - имеющие два наружных кольца и одно двухрядное внутреннее кольца с двумя комплектами роликов и сепаратором, установленные по X-образной схеме (линии действия нагрузки сходятся в центре подшипника)
.

 

   Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRI

  

Рисунок 8.2 - Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRI (показаны линии действия нагрузки образующие O схему)

 

Подшипники типа CRI (рисунок 8.2) представляют собой узел, состоящий из двух однорядных внутренних колец и одного двойного наружного кольца. Благодаря тому, что два ряда роликов установлены по О - образной схеме, подшипники способны создавать относительно жёсткую опору, при этом воспринимать значительные опрокидывающие моменты.

 

Обычно между внутренними кольцами подшипника устанавливается дистанционное кольцо, обеспечивающее заданный внутренний зазор. Но есть варианты подшипников с увеличенными узкими торцами внутренних колец, которые смыкаются и тем самым устраняют необходимость использовать отдельное дистанционное кольцо (рисунок 8.3). Они применяются в случаях, где требуется наибольшая простота монтажа, так как поставляются с заданным зазором и не подлежат дополнительной регулировке.

 

  Нерегулируемый двухрядный роликовый конический подшипник типа CRI

 

Рисунок 8.3 - Внутренний зазор в нерегулируемых двухрядных конических роликовых подшипниках типа CRI определяется контактом узких торцов внутренних обойм подшипника

 

Подшипники типа CRI работают в фиксирующих или плавающих опорах. В случае плавающей опоры, наружное кольцо подшипника при вращающемся вале смещается относительно корпуса подшипника в осевом направлении – например, для компенсации температурного расширения вала.

  

Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRI с увеличенным углом контакта

 

Рисунок 8.4 - Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRI с увеличенным углом контакта

 

Выпускаются подшипники типа CRI и с большим углом контакта (рисунок 8.4). Они предназначены для применения в узлах, в которых осевая нагрузка превышает радиальную.   

 

Подшипники типа CRI применяются в приводах редукторов  для тяжелых режимов работы и некоторых других областях.

 

NTN на основе подшипников типа CRI производит закрытые отрегулированные подшипниковые узлы специализированного назначения, в том числе:

  

подшипники ступиц колес;
буксовые подшипниковые узлы для железнодорожного транспорта.

  

Благодаря продуманной конструкции и высоким эксплуатационным характеристикам они находят все бóльшое применение в промышленном оборудовании.

 

 

Рисунок 8.5 - Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRD (показаны линии действия нагрузки образующие X схему)

 

Подшипник типа CRD (рисунок 8.5) представляет собой узел, состоящий из одного двойного внутреннего кольца и двух однорядных наружных колец. Обычно поставляется в сборе с дистанционным кольцом, которое устанавливается между наружными кольцами подшипников. Оно необходимо, чтобы обеспечить определённый осевой зазор или предварительный натяг.

 

Подшипники типа CRD используются при вращающемся корпусе подшипника для подвижной установки на невращающийся вал и в фиксирующих опорах при вращающемся вале: в редукторах, кранах, металлургическом оборудовании и другом промышленном оборудовании.  

 

Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRD с увеличенным углом контакта и дистанционным кольцом

 

Рисунок 8.6 - Двухрядный радиально-упорный конический роликовый подшипник типа CRD с увеличенным углом контакта и дистанционным кольцом

 

NTN предлагает клиентам подшипники типа CRD и с увеличенным углом контакта (рисунок 8.6). Часто они идут без наружного дистанционного кольца, с проточками и пазами на внутреннем кольце (риcунок 8.7), которые предназначены для фиксации подшипника при помощи шпонок и упоров от проворачивания на месте посадки. Такие подшипники обычно применяются в металлургическом оборудовании: в качестве упорных подшипников в дополнение к подшипникам прокатных станов, не обладающих способностью выдерживать большие осевые нагрузки (например: подшипники с масляной пленкой, систем с поперечным смещением или с перекрещиванием валков).

 

Двухрядные радиально-упорные конические роликоподшипники типа CRD с увеличенным углом контакта и внутренними кольцами специальной конструкции

 

Рисунок 8.7 - Двухрядные радиально-упорные конические роликоподшипники типа CRD с увеличенным углом контакта и внутренними кольцами специальной конструкции

  

Для увеличения грузоподъемности ряд крупногабаритных двухрядных конических роликоподшипников комплектуются полыми роликами и сепараторами с осями (подшипники обозначаются суффиксом G2, например: M278749/M278710DAG2+A).

   

При монтаже и эксплуатации необходимо знать, что перекос наружного кольца (колец) относительно внутреннего кольца (колец) двухрядных конических роликовых подшипников может быть компенсирован только за счет усилия, возникающего между роликами и дорожками качения. Необходимо не допускать перекоса, в противном случае резко возрастают нагрузки на элементы подшипника, что приводит к уменьшению его срока службы (долговечности). Если устранить перекос невозможно и конструкция подшипникового узла позволяет, то можно применить подшипники типа СRD, тела качения в которых установлены по Х - образной схеме, менее жёсткой, чем у подшипников типа CRI.

  

Двухрядные радиально-упорные конические роликоподшипники NTN выпускаются с диаметром внутреннего отверстия:

- дюймовой размерности: от 50.800 мм до 1 270 мм;
- метрической размерности: от 40 до 1 400 мм.

  

<<Наверх

 

  

9. Четырехрядные конические роликоподшипники

 

   

Четырехрядные конические роликоподшипники типа CRO (рисунок 9.1) главным образом используются на шейках валков прокатных станов при небольших скоростях вращения. Так как к устанавливаемым в валки прокатных станов подшипникам предъявляются требования ограничения по размерам (подшипники ограничены по размерам диаметром шейки валка и минимальным диаметром самого валка), то конструкция четырехрядных конических роликоподшипников разработана с учетом этого и обеспечивает большую грузоподъемность, восприятие значительных осевых и радиальных нагрузок, не требуя установки дополнительных подшипников. Подшипники этого типа состоят:

 

- из двух пар комплектов конических роликов,
- двух сдвоенных внутренних колец,
- двух однорядных и одного сдвоенного наружного кольца,
- одного внутреннего дистанционного кольца и двух наружных дистанционных колец.

 

Четырехрядный конический роликовый подшипник

 

Рисунок 9.1- Четырехрядный конический роликовый подшипник

 

Для обеспечения возможности быстрой замены валка, подшипники устанавливаются на шейку прокатного валка со свободной посадкой. Но при этом возможно проскальзывание шейки валка относительно внутреннего кольца подшипника под действием нагрузок, что приводит к износу посадочного места подшипника, так как валок имеет более низкую поверхностную твердость, чем кольцо подшипника. Чтобы уменьшить износ вала NTN производит подшипники со спиральными смазочными канавками в отверстиях внутренних колец. Через эти канавки подается смазочный материал на контактные поверхности внутренних колец подшипника и посадочной поверхности вала. С целью предотвращения трещинообразования и улучшения ударопрочности кольца подшипников изготавливаются из цементированной или цианированной стали.

 

Ряд четырехрядных конических роликоподшипников, начиная с внутреннего диаметра 300 мм, поставляются с полыми роликами и сепараторами с осями (подшипники обозначаются суффиксом G2, например: M667947D/M667911/M667911DG2). Это позволяет комплектовать подшипники бóльшим количеством роликов, что повышает их грузоподъемность.

 

Рисунок - Четырехрядный конический роликовый подшипник герметичного исполнения (с уплотнениями)

 

Рисунок 9.2 - Четырехрядный конический роликовый подшипник герметичного исполнения (с уплотнениями)

 

NTN также выпускает четырехрядные подшипники герметичного исполнения (с полимерными уплотнениями специальной конструкции) типа CRO...LL (рисунок 9.2). Основными преимуществами этих подшипников являются:

- снижается расход смазочных материалов необходимых для смазки подшипника;
- реже разбираются и чистятся подшипники, что сказывается на снижении стоимости обслуживания;
- уменьшается загрязнение окружающей среды;
- исключается возникновение неисправности, вызванной попаданием внутрь подшипника частиц из внешней среды.

 

Некоторые четырехрядные конические роликовые подшипники изготавливаются по технологии AS (Austenite Strengthening), увеличивающей срок службы и уменьшающей интервалы обслуживания подшипников. Технология AS подразумевает специальное цианирование поверхностей колец и роликов.  

  

Подшипник RustGuardтм с высокой коррозионностойкостью для сталепрокатных машин 

   

Рисунок 9.3 - Подшипник RustGuardтм с высокой коррозионностойкостью для сталепрокатных машин

 

Для предотвращения преждевременного выхода из строя четырехрядного конического роликового подшипника прокатного стана от коррозии NTN предлагает подшипники RustGuardтм (рисунок 9.3), на поверхность элементов которых по особой технологии нанесено толстослойное покрытие фосфата марганца, обеспечивающее повышенную сопротивляемость ржавлению. Увеличение долговечности в условиях присутствия воды достигается до 3.5 раз по сравнению с обычными подшипниками. Такие подшипники изготавливаются по специальным заказам.

 

Четырехрядные конические подшипники NTN выпускаются  с диаметром внутреннего отверстия:  

 

- дюймовой размерности: от 120.650 мм до 1 200.150 мм;

- метрической размерности: от 100 до 950 мм.

    

<<Наверх   Продолжение на следующей странице>>

  

 

 

Высокопрецизионные подшипники MachLine®

 

Корпусные шариковые подшипники

 

Подшипники для экстремальных условий TopLine

 

Сферические роликовые подшипники Premier

 

Технические каталоги NTN

 

 

Специальные стационарные подшипниковые узлы

 

 


Сайт содержит информацию о продукции компаний NTN-SNR Roulements (до 2010 г. называлась SNR Roulements) и NTN, а также их партнеров: подшипники, ремонтные комплекты из подшипников и других компонентов, подшипниковые узлы, сервисные продукты...

Любое цитирование и иное использование данных материалов возможно только со ссылкой на сайт snr.com.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2008, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта