<< На главную страницу    << Сведения о подшипниках

| Осевая фиксация подшипников на валах и в корпусах

 

 

Смотрите также:

 

Одной лишь посадки с натягом во многих случаях не достаточно при установке подшипника на вал или в корпус, чтобы подшипник не совершал осевое перемещение, особенно при наличии осевой нагрузки или несоосности.

 

Способ фиксации колец подшипников на валу и в корпусе выбирается в зависимости:

  • от величины и направления действия нагрузки,

  • частоты вращения,

  • типа подшипника,

  • требований монтажа и демонтажа узла,

  • производственных возмож­ностей изготовителя корпуса и вала.

 

Ниже приведены наиболее распространенные способы осевой фиксации внутренних и наружных колец подшипников на валу и в корпусе.

 

Общие случаи фиксация подшипников

 

Основным способом фиксации подшипников на валу является затяжка внутренней обоймы подшипников стопорной гайкой, при этом противоположная сторона подшипника должна упираться в заплечики или буртик на валу (рисунок 1, а), в промежуточную втулку (рисунок 1, б) или в насадную деталь, в свою очередь, опирающуюся на заплечики или буртик. Такое крепление обеспечивает точную осевую фиксацию подшипника, надежно страхует от проворота внутреннего кольца на валу, а также позволяет устанавливать подшипник на вал с небольшим натягом без опасности смятия и разбивания посадочной поверхности вала.

 

Рисунок 1 - Фиксация при помощи стопорных гаек - с упором в буртик вала

Рисунок 1 - Фиксация при помощи стопорных гаек - с упором в промежуточную втулку

а)

б)

 

а - с упором в буртик вала, б - с упором в промежуточную втулку

 

Рисунок 1 - Фиксация при помощи стопорных гаек

 

Данный способ применяется как в концевых, так и в промежуточных установках.

 

В концевых установках фиксация подшипников может осуществляться при помощи торцевых шайб, притягиваемых к торцу вала центральным болтом (рисунок 2, а) или несколькими болтами (рисунок 2, б), фиксирующие шайбы от поворота относительно вала.

 

Рисунок 2 - Фиксация при помощи торцевых шайб - с центральным болтом

Рисунок 2 - Фиксация при помощи торцевых шайб - c несколькими болтами 

а)

б)

 

а - с центральным болтом, б - c несколькими болтами 

 

Рисунок 2 - Фиксация при помощи торцевых шайб

 

Наружные кольца подшипников могут фиксироваться при помощи резьбового кольца (рисунок 3, а) или торцевых крышек, при использовании которых, в зависимости от глубины l гнезда  и толщины специальной регулировочной прокладки, можно получить установку с зазором s (рисунок 3, б) или же с натягом (рисунок 3, в).

Рисунок 3 - Варианты фиксации наружного кольца - при помощи резьбового кольца

а)

Рисунок 3 - Варианты фиксации наружного кольца - при помощи торцевых крышек

Рисунок 3 - Варианты фиксации наружного кольца - при помощи торцевых крышек

б)

в)

 

а - при помощи резьбового кольца,

б и в - при помощи торцевых крышек

 

Рисунок 3 - Варианты фиксации наружного кольца

 

Большое распространение получило использование стопорных пружинных колец (зегеров) для фиксации подшипников качения (рисунок 4, а), позволяющее сэкономить место, ускорить монтаж и демонтаж, упростить изготовление валов и корпусов.

  

Если ожидаются действие повышенной осевой нагрузки, то между кольцом подшипника и стопорным пружинным кольцом рекомендуется установить упорное кольцо (рисунок 4, б) для того, чтобы на пружинное кольцо не действовали слишком большие изгибающие моменты. Осевой зазор между стопорным пружинным кольцом и его канавкой может быть уменьшен путем выбора соответствующих допусков для упорного кольца или путем установки регулировочных прокладок.

 

Крайне удобен, особенно в концевых установках, способ фиксации с помощью стопорных пружинных колец, заводимых в канавки на наружном кольце подшипника (например, радиального шарикоподшипника). Обычно кольцо затягивается между корпусом или крышкой, причем выточку под стопорное кольцо предпочтительней делать в крышке (рисунок 4, в), а не в корпусе.

 

Рисунок 4 - Фиксация подшипников при помощи пружинных стопорных шайб -  фиксация на валу

 

а)

 

Рисунок 4 - Фиксация подшипников при помощи пружинных стопорных шайб - фиксация на валу и в корпусе

 

б)

Рисунок 4 - Фиксация подшипников при помощи пружинных стопорных шайб- фиксация в корпусе

 

в)

 

а - фиксация на валу, б - фиксация на валу и в корпусе,

в - фиксация в корпусе

 

Рисунок 4 - Фиксация подшипников при помощи пружинных стопорных шайб

 

Однако применять для фиксации подшипников качения стопорные пружинные кольца возможно только с учетом допускаемой для них осевой нагрузки.

 

Фиксация подшипников с коническим отверстием

 

Подшипники с коническим посадочным отверстием применяются взамен подшипников с цилиндрическим отверстием, когда требуется облегчить монтаж-демонтаж, в особенности для крупногабаритных и/или тяжелонагруженных подшипников.  Однако не могут воспринимать значительные осевые силы, направленные в сторону большего диаметра конуса, поскольку это может привести к защемлению тел качения.

 

Подшипники с коническим посадочным отверстием устанавливаются:

  • либо непосредственно на вал – для лучшего центрования вала, но требуется более точная обработка посадочной поверхности на вале и в целом усложняется технология изготовления вала;

  • либо через переходную втулку – для установки подшипника на гладкие или грубо обработанные валы, облегчения монтажно-демонтажных работ, при этом ухудшается центрование вала из-за добавочной посадочной поверхности.

 

Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые непосредственно на конической шейке вала, обычно удерживаются на валу при помощи стопорной гайки (рисунок 5, а) или стопорной гайки на разъемном кольце с наружной резьбой, устанавливаемой в канавку вала, которое фактически является регулируемым буртиком (рисунок 5, б).

Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые непосредственно на конической шейке вала - фиксация на валу при помощи стопорной гайки

 

а)

 

Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые непосредственно на конической шейке вала - фиксация на валу при помощи стопорной гайки на разъемном кольце с наружной резьбой, устанавливаемой в канавку вала

 

б)

 

а - фиксация на валу при помощи стопорной гайки,

б - фиксация на валу при помощи стопорной гайки на разъемном кольце с наружной резьбой, устанавливаемой в канавку вала

 

Рисунок 5 - Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые непосредственно на конической шейке вала

 

Стяжная втулка (рисунок 6) используются для легкого и быстрого монтажа подшипников с коническим отверстием на цилиндрические посадочные места ступенчатых валов. Она запрессовывается в отверстие подшипника, который упирается в заплечик вала или аналогичную неподвижную деталь. Стяжная втулка фиксируется на валу при помощи гайки и стопорной шайбы.

 

Рисунок 6 - Подшипник с коническим отверстием, устанавливаемый на вал при помощи стяжной втулки

 

Рисунок 6 - Подшипник с коническим отверстием, устанавливаемый на вал при помощи стяжной втулки

 

Закрепительная втулка также используется для фиксации подшипника на гладких (рисунок 7,а)  и ступенчатых валах, но при этом подшипниковая опора имеет меньшие осевые размеры, чем в случае со стяжной втулкой.

Рисунок 7 - Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые на вал при помощи закрепительной втулки - на гладком вале

а)

 

Рисунок 7 - Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые на вал при помощи закрепительной втулки - на ступенчатом вале

 

б)

 

а - на гладком вале, б - на ступенчатом вале

 

Рисунок 7 - Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые на вал при помощи закрепительной втулки

 

При использовании закрепительной втулки на ступенчатом валу стопорная гайка фиксирует положение подшипника относительно втулки, при этом между заплечиком вала и внутренним кольцом подшипника с другой стороны вставляется распорная втулка (рисунок 7, б).

Выбор метода фиксации на валу корпусных шариковых подшипников

 

Уплотнения подшипниковых узлов

 

Классы точности изготовления подшипников

 

Следы качения при повреждении подшипников и их значение

 

Смазывание подшипников качения

 

 

Специальные стационарные подшипниковые узлы

 


Сайт содержит информацию о продукции компаний NTN-SNR Roulements (до 2010 г. называлась SNR Roulements) и NTN, а также их партнеров: подшипники, ремонтные комплекты из подшипников и других компонентов, подшипниковые узлы, сервисные продукты...

Любое цитирование и иное использование данных материалов возможно только со ссылкой на сайт snr.com.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2008, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта